СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С происходящими в нашей стране инновационными преобразованиями в экономике и науке необходимо не забывать о традициях русского народа, своих корней, которые должны передаваться из поколения в поколение. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями и мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о нашей литературе, языке, живописи, о декоративно-прикладном искусстве. Невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими. Поэтому сейчас особенно важно не утратить это нематериальное культурное наследие, а передавать его будущим поколениям с целью сохранения национальной идентичности. Воспитать уважение к творчеству и труду русского народа, развивать чувство преемственности и обряды, народные традиции, традиционные ремёсла и промыслы.
Именно поэтому появилась идея создания в дошкольном учреждениимузея «Русская изба». Сегодня и взрослые, и дети проявляют большой интерес к русской старине: традициям, обрядам, но все они знают и изучают историю развития русской старины.
Первые экспонаты старины находились в разных группах детского сада и только в сентябре 2022 года, под музей было выделено помещение.
Большинство экспонатов попадают в музей из семейных архивов, так как с родителями ведётся большая работа в сфере сотрудничества в целях повышения эффективности патриотического воспитания и личностного развития воспитанников.
Наш музей оказывает влияние на формирование духовности и морали, чести и патриотизма у подрастающего поколения. Формирование у детей представлений и системы знаний о русской народной культуре, о жизни и быте народа в старину. Предполагает взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, которое реализуется через широкое использование фольклора в образовательной деятельности, знакомство с праздниками и традициями русского народа, совместные народные игры, социальное партнёрство с родителями и педагогами дошкольного учреждения.
Что же представляет собой наш музей? Почему именно «Русская изба»? Потому что дом для любого человека — это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает теплоту, заботу и нежность отчего дома.
При создании музея учитывались такие принципы и направления как:
-соответствие содержанию образовательной программы ДОУ;
-экспозиции музея должны постоянно меняться и дополняться;
-должны быть условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка данной возрастной группы;
-предоставляться возможность использовать экспонаты для изобразительной деятельности, познавательных занятий и игр, даже возможность взять их в руки для рассматривания.
Главная цель создания музея «Русская изба»:создание условий для приобщения детей и их родителей к истокам народной культуры России.
Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды ДОУ, что позволило нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Любой предмет музея может подсказать тему для интересного разговора.
Тематическая экспозиция в музее делится на две части: «Русский крестьянский быт начала ХХ века» и «Народные промыслы России».
В первую экспозицию «Русский крестьянский быт начала ХХ века» входят элементы крестьянской избы: Красный или Божий угол с образами, круглый стол с самоваром и лавками, детская люлька, печь, предметы домашней утвари, коллекция утюгов и самоваров, старинные лапти.
Женский угол (кут) включает в себя старинную прялку, веретёна, образцы вышивок и вязания, сундук с изделиями мастериц, лоскутные одеяла, вышитые подушки и полотенца.
Мужской угол (коник) - представлен столярным и сельскохозяйственным инструментом.
Всё это создаёт атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.Вот и все премудрости, но, сколько восторга и радости вызывает у воспитанников самая первая экскурсия в музей.
Вторая экспозиция «Народные промыслы России» часто используется педагогами в проведении занятий изобразительного искусства.
В избе можно увидеть изделия из Гжели, Хохломы,Жостова, из бересты и соломки, богородскую игрушку, городецкие доски и многое другое.
Постигая различные технологии изготовления предметов декоративно-прикладного творчества, будь то тряпичная кукла, роспись на кухонной доске, дети становятся живыми продолжателями и носителями традиций русского народного искусства. А значит, живо самосознание, жива самобытность. И то дело, которое мы делаем, занимаясь с ребятами исследовательской деятельностью в нашем музее «Русская изба», нужно и полезно.
Посещая музей «Русская изба» воспитанники узнают, как жили наши предки, какие славные и добрые обычаи были у них. Благодаря таким познавательным рассказам воспитанники имеют возможность стать частью жизни своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои собственные.
Собрана коллекция фарфоровых кукол в народных костюмах. Ребята наглядно могут познакомиться и рассмотреть особый колорит костюмов в различных губерниях на Руси. К коллекции прилагаются журналы, в которых описываютсяистории возникновения места даннойгубернии, её культура, что носили, во что играли.
Знакомство с музеем позволяет развивать у воспитанников способность к эстетическому созерцанию, нравственному сопереживанию, помогает формировать уважение к русско-народной культуре, потребность самостоятельно осваивать мир.
В процессе работы над созданием музея возникла идея увлечь детей новой для них формой познания действительности, показать специфику музея, его глубину и неисчерпаемость. Способствовать формированию у детей личностной культуры, посредством приобщения к богатому культурному наследию русского народа. Познакомить сбытом и традициями своего народа, сказками, народными праздниками, старинными обычаями.
Поэтому, был разработан проект по сохранению исторического прошлого русской национальной культуры «Кладезь поколений», который предусмотрит распределение работы по принципу «от простого к сложному» и совместит комплексную и целенаправленную работу всех участников педагогического процесса.
К данному проекту были составлены конспекты мероприятий. Реализация содержания проекта предполагает различные формы работы с детьми: тематические занятия, экскурсии в музей, посиделки, досуговые формы. По таким темам, как: «Семь особых мест в русской избе», «Славянская семья-родство», «Старинные предметыдомашнего быта», «Мир старинных вещей - бабушкин сундук», «Русские обряды-купание» и пр.»
Организаторы проекта, органично сочетая воспитательные воздействия на ребёнка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечат всестороннее развитие личности каждого участника музейно-педагогической деятельности. Досуговые мероприятия, посвящённые русским народным праздникам, мы будем проводить 1 раз в квартал. Начиная с изучения календарно-обрядового фольклора, ребята постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи, традициях и обычаях, связанных с ним.Экспонаты и костюмы будут использоваться в фольклорных досугах, календарных праздниках и театральной деятельности. Вместе мы будем участвовать в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков – это Осенины, Масленица, Пасха, Святки, встреча Весны, Иван-Купала и пр.
Примечательно, что к разработке досуговых праздничных программ охотно присоединились родители воспитанников дошкольного учреждения.
Благодаря реализации проекта «Кладезь поколений», сегодня нам удастся осуществление патриотического воспитания, развивающего обучения и социализации дошкольников, посредством использования в дошкольном учреждении музея «Русская изба».
Только изучая историю своего народа, его традиции, можно вернуть утерянные ценности. Россия является уникальным государством, где наравне с культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих предков.
© 2024, Марчук Марина Анатольевна 171