СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Диагностика является одним из основных видов деятельности специалистов сопровождения. Основная задача диагностической работы - углубленное психолого-педагогическое изучение возможностей обучающихся для своевременного оказания помощи и поддержки в решении проблем ребенка, преодолении трудностей в обучении, личностном развитии. Проводимые специалистами диагностические обследования, используются в исследовании следующих сфер: 1. Выявление зоны актуального и зоны ближайшего развития обучающихся, квалификация имеющихся затруднений в освоении основной общеобразовательной программы. 2. Выявление особенностей высших психических функций. 3. Выявление особенностей личностной сферы (мотивация, самооценка, система отношений, черты характера, психические состояния).
Диагностический процесс является кратковременным, но выявление психологических особенностей ребенка на этом этапе лишь начинается. Оно в той или иной мере продолжается в форме длительного изучения на всем протяжении его дальнейшего обучения, но особенно в начальный период и прежде всего в течение первого года воспитания и обучения, в который обычно проверяется первоначальный диагноз. Это изучение играет важнейшую роль в построении программы обучения ребенка, индивидуализации педагогического подхода, создающего условия для наиболее эффективного использования возможностей ребенка.
В современной системе психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии выделяют следующие уровни (виды) диагностики: скрининговая диагностика, дифференциальная диагностика, динамическая диагностика, углубленная (феноменологическая) диагностика.
На сегодняшний день в процедуре дифференциальной диагностики отсутствует четкая система критериев нарушенного развития и стандартизированных или хотя бы унифицированных наборов диагностических методик. Как показывает практика, в диагностической деятельности специалистам часто приходится сталкиваться с детьми, отклонения в развитии у которых не позволяют применять традиционные диагностические методики, которые носят, как правило, вербализованный характер. Они вызывают трудности у детей, поскольку нарушения психического развития часто сопровождаются той или иной степенью речевой недостаточности. Полученные таким образом результаты не могут объективно свидетельствовать об уровне интеллектуального развития, затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности.
Для детей, которые не владеют речью либо владеют ею в недостаточном объеме, я представлю задания, имеющие невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным. Представленные методики позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка.
Задания для диагностики безречевых детей.
1. «Лови шарик!» — задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования: педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.
Оценка действий ребенка по показателям: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.
2. «Спрячь шарики!» — задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий.
Оборудование: 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине.
Проведение обследования: перед ребенком 2 коробочки, разные по величине, и крышки к ним на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький шарик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать шарики, т. е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой.
Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой — маленькую». Таким образом, в процессе диагностического обследования педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое ребенок должен ориентироваться при выполнении задания. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.
3. Разбор и складывание матрешки (двухсоставной) — задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий.
Оборудование: двухсоставная матрешка.
Проведение обследования: педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит раскрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение.
Обучение: педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее, обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать также со своей матрешкой: «Раскрой матрешку». Далее взрослый просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую, используя при этом указательный жест и инструкцию: «Делай, как я». Затем ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.
4. Разбор и складывание пирамидки — задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук.
Оборудование: пирамидка из 3 колец одинакового цвета, но разных по величине.
Проведение обследования: педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку Если он не может, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать.
Обучение: если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз, указывая жестом, что кольца нужно одевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Показатели оценки: принятие задания, складывает ли ребенок пирамидку самостоятельно с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.
5. Парные картинки — задание направлено на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.
Оборудование: парные предметные картинки.
Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки (затем четыре). Точно такие же картинки находятся в руках педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение: если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо соотносить парные картинки. Затем предлагает соотнести четыре предметные картинки.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат.
6. Цветные кубики (восприятие цвета) — задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета.
Оборудование: цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.
Проведение обследования: четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь — где желтый, зеленый, синий». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?» и т. д.
Обучение: если ребенок не сличает цвета, то педагог обучает сличать сначала 2 цвета. В тех случаях, когда ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое 2—3 раза.
Показатели оценки: принятие задания, уровень восприятия цвета — сличает ли ребенок цвета, выделяет ли по слову название цвета, называет ли основные цвета, отношение к результату, результат.
7. Разрезные картинки — задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: 2 предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.
Проведение обследования: педагог показывает ребенку две части картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может это сделать, взрослый показывает целую картинку и просит из частей собрать такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит добавить другую часть. После обучения ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Показатели оценки действий: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату и результат.
8. Конструирование из палочек (треугольник, молоточек) — задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.
Оборудование: плоские палочки одного цвета (6 штук).
Проведение обследования: перед ребенком строят из палочек фигуру (молоточек) и просят его сделать такую же.
Обучение: если ребенок по образцу не может построить молоточек, его просят выполнить задание по подражанию. В тех случаях, когда ребенок справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник. Вначале по образцу, потом по показу, а если он не выполняет по показу, то предлагают построить по подражанию.
Показатели оценки действий: принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.
9. «Достань тележку!» — задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, в частности, ребенок должен найти способ использования вспомогательного средства (тесемки).
Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесьма.
Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать рукой он ее не может. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесьмы, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесьмы, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесьмы и подтянуть тележку
Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесьмы, то надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает ее достать.
Показатели оценки действий: если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (или двумя руками за оба конца, или соединяет концы), это рассматривается как высокий уровень выполнения задания. В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за одну тесьму и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практических проб. Если же ребенок не догадывается использовать тесьму (или пытается дотянуться рукой, или же пытается подняться со стула и подойти к тележке), это оценивается как невыполнение задания. Отмечается также отношение к результату.
10. «Порисуй!» — это задание выявляет уровень развития предметного рисунка, а также какая рука является ведущей и наличия согласованности действий рук.
Проведение обследования: ребенку даются листок бумаги и карандаши, просят нарисовать дорожку. (Обучение не проводится.)
Показатели оценки действий: принятие задания, отношение к задаче и результату деятельности, соответствие рисунка инструкции. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, соответствие рисунка инструкции.
© 2018, Тулинова Екатерина Валерьевна 1648