СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основная масса детей с умственной отсталостью обучаются и воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Данные образовательные учреждения создаются и функционируют с целью формирования и развития у умственно отсталого ребенка жизненно необходимых навыков и умений для последующей его социализации и интеграции в современное общество.
Умственно отсталый ребенок должен овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками в той степени, в какой они для него индивидуально доступны, в следующих жизненно-важных областях:
– личный уход: одевание и раздевание, опрятность, гигиена питания, забота о теле и внешнем виде, забота о здоровье;
– домашние дела: повседневное поддержание порядка и чистоты в комнате, помощь на кухне и в домашнем хозяйстве (стирка, приготовление пищи, уход за цветами, домашними животными, садом), пользование бытовыми приборами и техническими устройствами (например, телефоном), покупки;
– социальная обходительность: формы общения, вежливость, уважительность, готовность помочь, вступление в контакты, простые и хорошие манеры и признание других, уважение прав других, групповые упражнения, игровое воспитание;
– физическая подготовка: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, простые упражнения на тренировочных снарядах, игры, плаванье, коррекция и развитие двигательных качеств;
– искусство и рукоделие: участие в играх с различным материалом (строительство, складывание предметов, поделки), рисование, игры на воображение, пение, ритмическое воспитание, танцы;
– речь: постановка звуков и голоса, название предметов, формирование простых высказываний и сообщений, расширение словарного запаса, выучивание стихов и песен, понимание речи;
– познавательные умения: восприятие и различение (умение видеть, слышать, осязать, пробовать на вкус) предметов и людей, овладение простыми количественными, пространственными и временными понятиями, понимание знаков (рисунков, символов, цифр, чисел, букв, слов), чтение и письмо, решение простых наглядно-практических задач, различение правильного и неправильного;
– трудовая и профессиональная подготовка: доведение навыка труда до профессиональной деятельности, умение контролировать работу, подготовка к посещению мастерской и введение в профессиональную жизнь.
Б.П. Пузанов подчеркивает, что в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми должна иметь яркую педагогическую направленность и состоять из следующих этапов:
– I этап (4–8 лет) – проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и развитию моторики. Воспитанников приучают к адекватному поведению в столовой и других общественных местах. Большое внимание уделяется развитию речи познавательной деятельности, осуществляется подготовка к школьному обучению;
– II этап (8–16 лет) – продолжается за- крепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. В этот период детей обучают навыкам счета и элементарной грамоте, большое значение уделяют развитию речи;
– III этап (16–18 лет) – задачей является социальная адаптация [3].
Необходимо отметить, что в России система образования детей с особыми образовательными потребностями характеризуется полной изоляцией умственно отсталых детей от нормально развивающихся сверстников, что отрицательно сказывается на их процессах социализации и интеграции в современное общество.
Интеграция умственно отсталых школьников в современное общество – это процесс, очень сложный и многогранный, на который воздействует множество факторов. И.М. Бгажнокова определила следующие факторы, которые оказывают влияние на процесс интеграции данных детей:
– уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников специальных (коррекционных) интернатов, который позволит им вести самостоятельную жизнь в условиях, когда они не имеют родителей или родственников, способных взять на себя заботу об их жизнеобеспечении;
– готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушенным интеллектом;
– уровень социальной защищенности выпускников интернатных учреждений [4].
Положительное влияние на процесс интеграции данных детей оказывает «интегрированное обучение». Интегрированное обучение – это обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Но концепция интегрированного образования на своем пути развития имеет множество препятствий, одним из которых является наличие негативного отношения нормально развивающихся членов общества к умственно отсталым лицам. Чтобы преодолеть данное препятствие, необходимо при помощи средств массовой информации просвещать «нормальных людей» о проблемах инвалидов. Это будет способствовать привлечению их к процессу социальной реабилитации инвалидов посредством совместной творческой деятельности.
Трудность осуществления интегрированного образования на современном этапе развития общества обусловливает необходимость поиска других более приемлемых форм социализации и интеграции умственно отсталых детей в современное общество.
© 2023, Лашина Светлана Федоровна 69