СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школа Марии Монтессори - как вид альтернативного обучения
Современная ситуация в отечественной системе образования характеризуется использованием различных вариативных и альтернативных программ. Одним из источников создания таких программ являются гуманистические идеи крупнейших педагогов прошлого (Д. Дьюи, М.Монтессори, Р. Штайнера) и опыт развития современных систем образования за рубежом.
Мотессори – педагогику на протяжении почти 100 лет успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Дании, Нидерландов, Швеции, США, Германии, Индии, Италии, Канады, Японии и других стран.
Мария Монтессори (1870-1952) - итальянский врач, философ, педагог в 20 веке оказала значительное влияние на развитие педагогической теории и практики. Проанализировав систему школьного образования, Монтессори пришла к выводу, что «каждая система школьного воспитания вредит нормальному развитию ребёнка». Она решила построить свою педагогическую теорию на основе наблюдений поведения детей, их потребностей и интересов. По ее мнению, стремление к познанию, самораскрытию, самостоятельности заложено в ребёнке изначально. Поэтому она считает, необходимым исключить вмешательство взрослых в естественный процесс развития ребенка. Задача воспитателя состоит лишь в том, чтобы облегчить и направить это развитие.
Педагогика М. Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно апробированную методику работы с комплексом оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори – материалы. Педагог сначала демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, а затем дает ему возможность заниматься самостоятельно.
Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям М. Монтессори, опыту педагогов – практиков глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в гражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире.
Принципами педагогики М. Монтессори являются: свобода, индивидуальность, самостоятельность, интерес. Например, свободу она понимала как свободу роста, развития ребёнка. Индивидуальность – это прокладывание ребёнком своего пути к независимости, самостоятельности. Девиз педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому» – так обращается ребенок ко взрослому. Основное же правило работы Монтессори-педагога: «Жди и наблюдай». Учитель должен уметь терпеливо и длительно наблюдать за процессом развития ребёнка.
Сущность и основное содержание педагогических взглядов М.Монтессори сводится к следующим положениям:
- главная цель школы заключается в формировании полноценной личности ребенка, предоставлении ему возможностей для саморазвития и самообразования;
- задачами школьного образования по системе Монтессори являются: раскрытие субъектного опыта каждого ребенка и соотнесение его с социумом; организация жизни ребенка, при которой актуализируются его внутренние силы, осуществляется целенаправленное внимание к развитию познавательных интересов ребенка, происходит ориентация на индивидуальные особенности личности.
Свою педагогическую концепцию М.Монтессори реализовала в созданном ею «Доме ребёнка» (1907). Большое значение в педагогической системе Монтессори придаётся физическому и сенсорному воспитанию: воспитанию органов чувств и развитию моторики. Ею разработана серия дидактических материалов, отвечающих спонтанному стремлению ребенка к движению.
Монтессори полагала, что развитие моторики и сенсорики способствует общему, эмоциональному и речевому развитию ребенка. Дидактические материалы разработаны для развития каждой сферы чувств. Это различные кубики, цилиндры, тела различной формы, толщины, высоты, объёма, рамки для упражнений в застёгивании, шнуровании, завязывании и т.п., дощечки и куски материи разной степени шероховатости, разного роды шумы, колокольчики, звонки, мотки цветной шерсти и т.п. Это также математические материалы, материалы для развития речи, подготовки к письму, материалы для естественнонаучного (космического) воспитания и др.
Занятия ребенка с дидактическими материалами Монтессори называла «уроками». Ребёнок имеет возможность самодеятельности, свободу выбора материала и действий с ним, индивидуальный темп обучения. Действуя самостоятельно, он приобретает различные навыки; учится ставить цель и находить пути ее достижения, контролировать свой ошибки; учится сравнивать, самостоятельно мыслить, упражняет внимание и т.п.
В современный период идеи М. Монтессори переживают второе рождение. Достаточно много начальных школ Монтессори в ФРГ и Нидерландах. «Центры Монтессори» организуют семинары для учителей в различных странах мира.
Таким образом, гуманистический потенциал идей М. Монтессори заключается в развитии индивидуальности ребенка и находит свое выражение в системе методов и приемов, создающих условия для самообучения, самовоспитания и саморазвития ребенка.
Использованная литература:
© 2015, Ахметьянова Ильмира Даниловна 595