СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ публицистического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

повторить сведения об изученных ранее стилях речи;

повторить основные признаки публицистического стиля ;

узнавать высказывания публицистического стиля;

совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.

Текст

  1. У Пушкина есть та особая, характернейшая и не встре­чаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного ге­ния - способность всемирной отзывчивости и полнейшего пере­воплощения в гении чужих наций, и перевоплощения почти со­вершенного.
  2. В Европе были величайшие художественные мировые ге­нии: Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но ни у кого из них не видим этой способности, а видим ее только у Пушкина. (3)Не в отзывчивости одной тут дело, а именно в изумляющей полно­те перевоплощения. (4)Но не для умаления европейских гениев такой величины, как Шекспир и Шиллер, сказал я это. (5)Все- мирность, всепонятность и неисследимая глубина мировых ти­пов человека, данных Шекспиром на веки веков, не подвергает­ся мною ни малейшему сомнению. (б)Повторяю, не на мировое значение Шекспиров и Шиллеров хотел я посягнуть, обозначая гениальнейшую способность Пушкина перевоплощаться в ге­нии чужих наций, а желая лишь в самой этой способности и в полноте ее отметить великое и пророческое для нас указание, ибо способность эта есть всецело способность русская, нацио­нальная, и Пушкин только делит ее со всем народом нашим, и, как совершеннейший художник, он есть и совершеннейший вы­разитель этой способности, по крайней мере, в своей деятельно­сти, в деятельности художника.

(7)Народ же наш именно заключает в душе своей эту склон­ность к всемирной отзывчивости и к всепримирению и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз. (8)Обозначая эту способность народа нашего, я не мог не уви­деть в то же время в факте этом и великого утешения для нас в нашем будущем, великой и, может быть, величайшей надежды нашей, светящей нам впереди. (9)Главное, я обозначил то, что стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и край­ностями его, было пе только законно и разумно, но и народно, совпадало вполне с стремлениями самого духа народного, а в конце концов бесспорно имеет и высшую цель.

(10)И не надо, не надо возмущаться сказанным мною, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру». (11)Смешно тоже и уверять, что прежде чем ска­зать новое слово миру, «надобно нам самим развиться эконо­мически, научно и гражданственно, и тогда только мечтать о "новых словах"». (12)Я и не пытаюсь равнять русский народ с народами западными в сферах их экономической славы или на­учной. (13)Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех наро­дов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различаю­щего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. (14)Это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?

(15)Основные нравственные сокровища духа, в основной сущности своей по крайней мере, не зависят от экономической силы. (16)Наша нищая неурядная земля, кроме высшего слоя своего, вся сплошь как один человек. (17)Мы утверждаем, что вмещать и носить в себе силу любящего и всеединящего духа можно и при теперешней экономической нищете нашей, да и не при такой еще нищете, как теперь. (18)Ее можно сохранять и вмещать в себе даже и при такой нищете, какая была после на­шествия Батыева или после погрома Смутного времени, когда единственно всеединящим духом народным была спасена Рос­сия. (По Ф.М. Достоевскому)

Сведения об авторе и о тексте

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Предлагаемый для анализа текст представляет собой фрагменты из знаменитой «Речи о Пушкине».

6 июня 1881 г. в Москве состоялось открытие памятника Пушки­ну (скульптор A.M. Опекушин), на котором присутствовал и Ф.М. До­стоевский. На публичном заседании Общества любителей россий­ской словесности, состоявшемся 8 июня, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине. Речь произвела огромное впечатление. Общество любителей российской словесности единогласно избрало Ф.М. Достоевского своим почетным членом. Писатель был увенчан огромным лавровым венком. Ночью Ф.М. Достоевский поехал к па­мятнику Пушкину и положил свой венок к его подножию.

1 августа 1881 г. вышел из печати публицистический «Дневник писателя», где «Речь о Пушкине» была опубликована вместе с преди­словием и дополнениями.

Этап первый Восприятие и анализ текста

Задание 1

Внимательно прочитайте предложенный для анализа текст. Определите стиль и тип текста.

Задание 2

Определите тему, идею текста. Обратите внимание на количе­ство абзацев в тексте.

Задание 3

Работаем со словарем.

К какой части речи принадлежат следующие слова: ума­ление (предл. 4), всепонятность (предл. 5), неисследимая (предл. 5), ибо (предл. 6), совершеннейший (предл. 6), гений народа рус­ского (предл. 13), неурядная (предл. 16)? Определите их лек­сическое значение.

Задание 4

Выделите в каждом из абзацев текста опорные слова.

Задание 5

На базе выделенных опорных слов сформулируйте основную мысль (идею) каждого из абзацев текста.

Задание 6 (Работа с К1)

Опираясь на тезисный план и ключевые слова, сформулируйте проблему, поставленную в анализируемом тексте.

Задание 7 (Работа с К2)

Прокомментируйте проблему, поставленную в анализируемом тексте.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

а) Насколько актуальна (интересна, глубока) избранная ав­тором проблема?

б) Насколько эта проблема волнует автора? Как он привле­кает наше внимание к данной проблеме (с помощью каких лек­сических, стилистических и изобразительных средств)?

в) Какие аргументы автор приводит в своих рассуждениях?

г) В чем заключается сущность данной проблемы?

Задание 8 (Работа с КЗ)

Какова позиция автора анализируемого текста?

Этап второй Аргументация собственного мнения

Задание 9 (Работа с К4)

Аргументируйте свое мнение. Приведите не менее двух аргументов.

.

Этап третий

Грамотное оформление письменного высказывания Задание 10

Напишите вступление к своему сочинению.

Задание 11

Напишите заключение к своему сочинению.

Задание 12

Обобщите всю проведенную работу с текстом и напишите сочи­нение по следующему плану:

      1. Вступление.
      2. Основная проблема, поставленная в анализируемом тек­сте.
      3. Комментарий к основной проблеме, поставленной в ана­лизируемом тексте.
      4. Авторская позиция по основной проблеме, поставленной в анализируемом тексте.
      5. Моя точка зрения и подтверждающие ее аргументы по поводу основной проблемы, поставленной в анализируе­мом тексте.
      6. Заключение.

Задание 13

Проверьте написанную вами работу по критериям, помещенным в Приложении.

Категория: Русский язык
10.08.2018 13:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП