СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задачи:
повторить сведения об изученных ранее стилях речи;
повторить основные признаки публицистического стиля ;
узнавать высказывания публицистического стиля;
совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.
(7)Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз. (8)Обозначая эту способность народа нашего, я не мог не увидеть в то же время в факте этом и великого утешения для нас в нашем будущем, великой и, может быть, величайшей надежды нашей, светящей нам впереди. (9)Главное, я обозначил то, что стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было пе только законно и разумно, но и народно, совпадало вполне с стремлениями самого духа народного, а в конце концов бесспорно имеет и высшую цель.
(10)И не надо, не надо возмущаться сказанным мною, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру». (11)Смешно тоже и уверять, что прежде чем сказать новое слово миру, «надобно нам самим развиться экономически, научно и гражданственно, и тогда только мечтать о "новых словах"». (12)Я и не пытаюсь равнять русский народ с народами западными в сферах их экономической славы или научной. (13)Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. (14)Это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?
(15)Основные нравственные сокровища духа, в основной сущности своей по крайней мере, не зависят от экономической силы. (16)Наша нищая неурядная земля, кроме высшего слоя своего, вся сплошь как один человек. (17)Мы утверждаем, что вмещать и носить в себе силу любящего и всеединящего духа можно и при теперешней экономической нищете нашей, да и не при такой еще нищете, как теперь. (18)Ее можно сохранять и вмещать в себе даже и при такой нищете, какая была после нашествия Батыева или после погрома Смутного времени, когда единственно всеединящим духом народным была спасена Россия. (По Ф.М. Достоевскому)
Сведения об авторе и о тексте
Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Предлагаемый для анализа текст представляет собой фрагменты из знаменитой «Речи о Пушкине».
6 июня 1881 г. в Москве состоялось открытие памятника Пушкину (скульптор A.M. Опекушин), на котором присутствовал и Ф.М. Достоевский. На публичном заседании Общества любителей российской словесности, состоявшемся 8 июня, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине. Речь произвела огромное впечатление. Общество любителей российской словесности единогласно избрало Ф.М. Достоевского своим почетным членом. Писатель был увенчан огромным лавровым венком. Ночью Ф.М. Достоевский поехал к памятнику Пушкину и положил свой венок к его подножию.
1 августа 1881 г. вышел из печати публицистический «Дневник писателя», где «Речь о Пушкине» была опубликована вместе с предисловием и дополнениями.
Этап первый Восприятие и анализ текста
Внимательно прочитайте предложенный для анализа текст. Определите стиль и тип текста.
Задание 2
Определите тему, идею текста. Обратите внимание на количество абзацев в тексте.
Работаем со словарем.
К какой части речи принадлежат следующие слова: умаление (предл. 4), всепонятность (предл. 5), неисследимая (предл. 5), ибо (предл. 6), совершеннейший (предл. 6), гений народа русского (предл. 13), неурядная (предл. 16)? Определите их лексическое значение.
Выделите в каждом из абзацев текста опорные слова.
На базе выделенных опорных слов сформулируйте основную мысль (идею) каждого из абзацев текста.
Задание 6 (Работа с К1)
Опираясь на тезисный план и ключевые слова, сформулируйте проблему, поставленную в анализируемом тексте.
Прокомментируйте проблему, поставленную в анализируемом тексте.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
а) Насколько актуальна (интересна, глубока) избранная автором проблема?
б) Насколько эта проблема волнует автора? Как он привлекает наше внимание к данной проблеме (с помощью каких лексических, стилистических и изобразительных средств)?
в) Какие аргументы автор приводит в своих рассуждениях?
г) В чем заключается сущность данной проблемы?
Какова позиция автора анализируемого текста?
Этап второй Аргументация собственного мнения
Задание 9 (Работа с К4)
Аргументируйте свое мнение. Приведите не менее двух аргументов.
.
Этап третий
Грамотное оформление письменного высказывания Задание 10
Напишите вступление к своему сочинению.
Напишите заключение к своему сочинению.
Обобщите всю проведенную работу с текстом и напишите сочинение по следующему плану:
Проверьте написанную вами работу по критериям, помещенным в Приложении.
© 2018, Кукина Элеонора Валентиновна 1544