СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
Применение элементов арт-технологий в обучении иностранному языку дает очень многое: они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, ускоряют развитие навыков говорения и общения, развивают навыки фонематического слуха и аудирования, повышают интерес к изучению грамматических правил не при помощи занудных грамматических заданий на подстановку и выбор правильного ответа, а при помощи сказки и рисования на начальном этапе обучения, при помощи песен и обсуждения картин известных художников на среднем и старшем этапах обучения. На таких уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиться на других уроках.
Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность их использовать на разных этапах урока: как организационный момент для включения в деятельность, при актуализации знаний и постановке учебной задачи, при первичном восприятии для усвоения нового теоретического материала, при закреплении материала и рефлексии, в качестве физкультминутки и как домашнее задание
. Важно подчеркнуть, что использование арт-технологий подходит для различных видов работы: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.
Конечно, при выборе арт-технологии нужно учитывать и возрастные особенности учащихся, и зону их ближайших интересов. То, что будет интересно детям 7-12 лет, будет совершенно безразлично для подростков.
В своей практике я использую следующие арт-педагогические технологии:
1. Сказкотерапию – различные сказки про буквы, когда мы учимся читать, фонетические сказки про Mr. Tongue, грамматические сказки. Конечно, данная технология рассчитана прежде всего на младших школьников.
«У язычка есть хозяин Mr. Tongue. Mr. Tongue живет в удобном, теплом доме. В доме есть две стены, пол, потолок и коридор. Язычок любит тепло, поэтому в доме у него тепло и есть две двери: наружная – губы и внутренняя – зубы. Язычок спит на полу – там ему удобнее. А у кончика язычка есть любимое место на потолке на возвышенности, сразу за верхними зубами. Он любит играть с разными звуками: [d], [f], [ei], [r],[g]. Вот так живет-поживает Язычок, наружу не выходит, боится простудиться. Однажды ночью разыгралась непогода, подул сильный ветер, зашумели деревья, пошел сильный дождь. Язычок проснулся и стал прислушиваться к звукам снаружи. Сначала он услышал, как ухает сова на : –u-u-u; как совсем близко пробежал отфыркиваясь ёжик – hf-hf-hf. Где-то далеко замычала корова –m-m-m; зарычала собака –r-r-r и загоготали гуси –g-g-g. Язычок спал и тихо дышал –h-h-h, и во сне он слышал, как стучит дождь по крыше –t-t-t.”. На протяжении остальных уроков Mr.Tongue будет приходить к учащимся и отрабатывать новые звуки.»Сказки хорошо запоминаются и вспоминаются даже через несколько лет.
2. Ритмичные физкультминутки (action songs) – В основном, такие физкульминутки признаются детьми начальной школы. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.
3. Работа с песнями и музыкой – является также важным элементом арт-педагогической технологии, Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно развивают фонематический слух и способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. Есть даже особые образовательные комплекты, направленные на отработку грамматического материала на основе песен. Напр., Singing Grammar или Grammar Rhymes. Кроме того, песни могут быть использованы для изучения разных театральных и музыкальных жанров. Можно дать задание перевести песню, или написать свою на заданную тему. Тут уже появляется вариант собственного творчества и возможность многим детям найти самореализацию.
4. Пантомимы – хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. На начальном этапе при изучении алфавита дети- с удовольствием будут изображают разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные ли глаголы-действия.
5. Ролевые игры, театр - дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры подразумевают парную, групповую и коллективную работу. Позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.
6.Crafts (прикладное искусство) – очень хороши для «кинестетиков» и «визуалов», т.к. это возможность связать предметное содержание с творчеством детей, это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе можно попросить детей слепить буквы из пластилина и украсить их фасолем или горохом, красивыми пуговицами или бусинами. Это очень полезно оказывается для для детей, у которых проблемы с дисграфией. Пример: буквы. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала.
К crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые «арт-диктанты» или «арт-раскраски». Нередко я использую свои собственные материалы, подготовленные специально к уроку. Часто это изображения – раскраски картинок изучаемых слов. Цель этих наработок не только познакомить учащихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса, который может возникнуть во время урока. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.
При этом, раскраски можно использовать не только для снятия стресса, но и при изучении лексики и грамматики, а также при обучении чтению, фонетики, орфографии и правилам правописания. Детей это раскрепощает и позволяет лучше усвоить новый материал. Напр., год назад мне встретилась серия замечательных пособий – раскраска для изучающих английский язык.
Примеры можно увидеть на слайде и на данных распечатках.
7.Использование различных изобразительных картин. Конечно, картины известных художников мы можем показывать при изучении конкретных тем для раскрытия содержания – напр. при изучении биографии выдающихся людей. Однако, нам не стоит дожидаться особого содержания, а необходимо использовать репродукции на различных уроках. При желании можно найти возможность использовать репродукции практически на каждом уроке. Учащихся начальной школы можно знакомить с картинами при изучении темы Животные или Семья и предлагая в качестве наглядности не мультяшных героев Диснея, а репродукции картин или хотя бы книжные иллюстрации известных детских художников.
Дайте возможность детям знакомиться с картинами известных художников и направлениями живописи ненавязчиво, используя репродукции, как средство обучения. Напр., при изучении темы внешность и характер человека можно использовать разнообразные портреты и автопортреты художников. При изучении темы - семья – не обязательно использовать фотографии и иллюстрации в учебнике, а можно познакомить с представлениями о семье и семейными традициями в различные эпохи и в разных странах, заодно познакомив с традиционными костюмами, внешним обликом изображенных людей и интерьером помещений. Или познакомить с праздником Масленица на различных полотнах русских художников, при этом повторив или введя новую лексику по теме «Фестивали и праздники». Или развитии навыков письма, можно ученикам показать несколько картин с изображением людей, читающих письмо (пример) и попросить написать письмо им и представить, что на картине изображен момент, когда это письмо получено персонажем картины. Репродукции можно широко использовать на такие темы, как еда, профессии, времена года и погода, города и страны изучаемого языка и своей страны.
Заключение: Применение элементов арт-технологий в обучении иностранному языку дает очень многое: они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, ускоряют развитие навыков говорения и общения, развивают навыки фонематического слуха и аудирования, повышают интерес к изучению грамматических правил не при помощи занудных грамматических заданий на подстановку и выбор правильного ответа, а при помощи сказки и рисования на начальном этапе обучения, при помощи песен и обсуждения картин известных художников на среднем и старшем этапах обучения. На таких уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиться на других уроках.
Включение арт-технологий в процесс классно-урочной системы позволяет учителю повысить мотивацию обучаемых, и вследствие этого улучшить их успеваемость. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал на уроке в том случае, когда он заинтересован, если ребенок счастлив и испытывает чувство радости от проделанной работы
© 2024, Лобачёва Галина Александровна 114