СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Артикуляционная гимнастика для свистящих (С-СЬ, З-ЗЬ, Ц) 1. «Улыбка». Растянуть губы в улыбке, не обнажая зубы. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 4 раза. 2. «Трубочка». Вытянуть губки вперёд, не выпячивая нижнюю челюсть. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 4 раза. 3. «Улыбка-трубочка». Выполнять попеременно 5 раз. 4. «Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. Удерживать под счёт до 10. 5. «Лопаточка». Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 5 раз. 6. «Иголочка». Открыть рот, кончик узкого языка высунуть изо рта. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 4 раза. 7. «Лопаточка-иголочка». Выполнять попеременно 5 раз. 8. «Орешек». Острый язычок упирается попеременно в правую и левую щёку. Повторить 5-6 раз. 9. «Рисуем кружочки на щеках». Кончиком языка выполняем круговые движения на внутренней стороне щёк. Повторить 5-6 раз. 10. «Желобок». Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Повторить 5-6 раз. 11. «Горка». Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 5 раз. 12. «Красим нижний заборчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» нижние зубы «кисточкой» - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. Повторить 5-6 раз.
Артикуляционная гимнастика для шипящих (Ш, Щ, Ж, Ч) 1. «Лопаточка». Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 5 раз. 2. «Непослушный язычок». Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. Повторить 3 – 5 раз. 3. «Орешек». Острый язычок упирается попеременно в правую и левую щёку. Повторить 5-6 раз. 4. «Рисуем кружочки на щеках». Кончиком языка выполняем круговые движения на внутренней стороне щёк. Повторить 5-6 раз. 5. «Почистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. То же движение выполняем с внешней стороны зубов под верхней губой. Повторить 3 – 4 раза. 6. «Качели». Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. Повторить 3 – 4 раза. 7. «Болтушка». Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. Повторить 3 – 4 раза. 8. «Поцелуй верхнюю губку». Присасывать язычок к верхней губе. Повторить 3 – 4 раза. 9. «Ступеньки». Язычок попеременно касается верхней губы, затем верхних зубов, затем альвеол. Под счёт 1-2-3 повторить 3 – 4 раза. 10. «Маляр». Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении вперед - назад. Повторить 3 – 4 раза. 11. «Грибок». Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам. Повторить 5-6 раз. 12. «Чашечка». Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 3 – 4 раза.
Артикуляционная гимнастика. Звуки Л-ЛЬ 1.«Улыбка». Губы растянуть в улыбке, не обнажая зубы. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 4 раза. 2. «Иголочка». Открыть рот, кончик узкого языка высунуть изо рта. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 4 раза. 3. «Почистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. То же движение выполняем с внешней стороны зубов под верхней губой. Повторить 3 – 4 раза. 4. «Качели». Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. Повторить 3 – 4 раза. 5. «Болтушка». Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. Повторить 3 – 4 раза. 6. «Поцелуй верхнюю губку». Присасывать язычок к верхней губе. Повторить 3 – 4 раза. 7. «Ступеньки». Язычок попеременно касается верхней губы, затем верхних зубов, затем альвеол. Под счёт 1-2-3 повторить 3 – 4 раза. 8. «Маляр». Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении вперед - назад. Повторить 3 – 4 раза. 9. «Лошадка». Присосать кончик языка к нёбу. Производить пощёлкивание с изменением темпа медленно-быстро. Выполнять 10-15 раз.
Артикуляционная гимнастика. Звуки Р-РЬ 1. «Лопаточка». Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт до 10. Повторить 3 – 5 раз. 2. «Непослушный язычок». Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. Повторить 3 – 5 раз. 3. «Орешек». Острый язычок упирается попеременно в правую и левую щёку. Повторить 5-6 раз. 4. «Рисуем кружочки на щеках». Кончиком языка выполняем круговые движения на внутренней стороне щёк. Повторить 5-6 раз. 5. «Почистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. То же движение выполняем с внешней стороны зубов под верхней губой. Повторить 3 – 4 раза. 6. «Качели». Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. Повторить 3 – 4 раза. 7. «Болтушка». Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. Повторить 3 – 4 раза. 8. «Поцелуй верхнюю губку». Присасывать язычок к верхней губе. Повторить 3 – 4 раза. 9. «Ступеньки». Язычок попеременно касается верхней губы, затем верхних зубов, затем альвеол. Под счёт 1-2-3 повторить 3 – 4 раза. 10. «Маляр». Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении вперед - назад. Повторить 3 – 4 раза. 11. «Лошадка». Присосать кончик языка к нёбу. Производить пощёлкивание с изменением темпа медленно-быстро. Выполнять 10-15 раз. 12. «Грибок». Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам. Повторить 5-6 раз. 13. «Пулемет». Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:«Д-д-д-д». Выполнять 10-15 раз.
© 2021, Бойченко Кристина Андреевна 323