СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе.
Название не всегда правильно отражает смысл.
Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых.
А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному.
Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям.
Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества.
Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманами. Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было.
Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности.
Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей.
Детская преступность в последние годы очень помолодела.
Асоциальное поведение младших школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также бездуховности и низкого культурного уровня семьи. Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным?
Их много: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.
Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным.
Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным.
Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности.
Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью. Вначале ребенок становится трудным.
Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием.
Трудный ребенок тот, кому трудно.
Именно так надо понимать то, что с ним происходит.
Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя.
Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный.
Он это чувствует.
Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе.
Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.
На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т. д. Трудно самому ребенку.
Это его неудовлетворенная потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным.
То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, еще больше отдаляет их от других людей.
Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность.
Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы.
Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе.
Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия.
Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле — непознанных. Ребенок становится трудным, справедливо отмечает проф. А.И. Кочетов, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений.
Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний. К трудным относят обычно тех детей, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.
Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу.
Плохо ведут себя на уроках, дерутся.
Среди них много второгодников.
Их воспитанием в семье обычно занимаются мало.
Растут они сами по себе.
Нередко вынуждены воровать, попрошайничать.
Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам.
Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость.
Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению.
Эти девочки требуют, естественно, особо внимательного подхода, такта, доброжелательной мягкости. Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей.
Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребенок становится асоциальным подростком.
Одна из наиболее разработанных систем принадлежит проф. А.И. Кочетову.
Он выделяет такие типы трудных детей:
4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные). Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:
1) циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;
2) неустойчивые, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;
3) подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко — табаке, вине и т. д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;
4) аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы. Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д. Футер (1929) считает склонность к праздношатанию — бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, обостренную сексуальную жизнь, колебания в аффективной сфере, агрессивность и связанную с ней антисоциальность. Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет.
Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых.
Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения. Дети копировали и всегда будут копировать взрослых.
Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать плохое от хорошего они еще не умеют. Современная жизнь изобилует асоциальным, т. е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых.
Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное.
Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют.
Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей.
Оно постоянно подпитывается реальной жизнью, противостоять которой морализаторскими средствами невозможно. Причин, по которым ребенок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно.
Выделим главные: — возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится все менее цивилизованным; — школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объемов и интенсивности занятий, повышении темпов; — большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласование между тем, что ребенок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе; — широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания — от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться; — интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота значительной части детей; — неблагоприятная наследственность; — дефекты самооценки, завышение ее, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться; — неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения; — отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность); — асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т. п.); — полное безразличие к ребенку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых; — подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения; — неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка, бунт против ограничения самостоятельности; — замедленные темпы умственного, социального и морального развития; — педагогическая запущенность.
© 2017, Ядыкин Виктор Васильевич 780