СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестация на 1 квалификационную категорию 14.03.2018 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время требования к образовательному процессу в детском саду основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. С учетом социального заказа государства и семьи на образовательные услуги, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие:

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе, в общении;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Возрастает и количество детей с нарушениями не только звукопроизношения, но и с нарушениями фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи, т.е. с тяжёлыми нарушениями речи. В 2014/15 учебном году на логопункт было зачислено 8 человек с общим недоразвитием речи различной степени тяжести и 4 человека с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В 2016/17 учебном году зачислено 9 человек с общим недоразвитием речи различной степени тяжести и 9 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В 2017/18 учебном году зачислено уже 11 человек с общим недоразвитием речи различной степени тяжести и 3 человека с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Реалии современного мира заставляют искать новые формы и методы работы с детьми со сложными нарушениями речи.

Исходя из вышесказанного, моя профессиональная деятельность в межаттестационный период была направлена на развитие речи детей дошкольного возраста через применение современных образовательных технологий. Работая по данному направлению, ставила перед собой следующие задачи: (которые вы можете видеть на экране)

- разработать учебно-методические пособия, направленные на всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста;

- использовать в работе с дошкольниками современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные;

- создать условия, обеспечивающие речевое развитие детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.

Содержание коррекционно-развивающей работы в межаттестационный период было направлено на создание условий для устранения речевых дефектов у детей дошкольного возраста, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков с использованием современных образовательных технологий.

Форма организации обучения - подвижные микрогруппы и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Но, несмотря на это, занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

На логопедических занятиях большое внимание уделялось:

- развитию артикуляционной моторики;

- развитию дыхания;

- исправлению нарушений звукопроизношения (постановка, автоматизация звука, дифференциация звуков);

- развитию фонематического слуха;

- навыкам звукового анализа и синтеза;

- совершенствованию лексико-грамматических конструкций;

- развитию связной речи.

Работая по направлению «Развитие речи детей дошкольного возраста через применение современных образовательных технологий», мною были разработаны и реализованы:

- рабочая программа оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОУ в группах общеразвивающей направленности;

- адаптированные образовательные программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи;

- учебно-методические пособия («Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений», «Использование программируемого робота Bee-Bot «Умная пчела» в работе с детьми с ОВЗ», «Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство подготовки детей к овладению навыком чтения»);

- дидактические пособия («Логопедическая мозаика» (печатный и электронный вариант), «Весёлая логопедия» (автоматизация звуков в словах), «Логопедические карточки для развития лексико-грамматической стороны речи», «Четыре строчки» (автоматизация звуков в четверостишиях));

- в сотрудничестве со специалистами детского сада разработаны: «Цикл сказок о временах года», игры с применением криотерапии и акватерапии, упражнения и игры с использованием литотерапии, упражнения на балансировочной подушке и балансировочном диске.

К числу современных образовательных технологий, применяемых в моей логопедической работе, можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- игровую технологию.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В своей логопедической деятельности я использовала следующие здоровьесберегающие технологии:

- физкультурно-оздоровительные (направленные на развитие и взаимосвязь моторных и речевых функций - артикуляционная и дыхатель­ная гимнастика (по А. Н. Стрельниковой), биоэнергопластика (по О. И. Лазаренко), технология «баланс-тренинг», самомассаж);

- педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается сис­темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (игольчатый ипликатор, шарики су-джок, тактильные дорожки, конструктор ТИКО, интерактивные игры на определение речевых и неречевых звуков).

Целью технологий проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. В сотрудничестве со специалистами МБ ДОУ № 29 были разработаны и реализованы педагогические проекты:

- «Развитие социально-речевой активности и эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий»,

- «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»,

- «Формирование экологического сознания у детей 5-7 лет через развитие эмоционально активного восприятия окружающего мира».

Информационно-коммуникационные технологии носят исследовательский характер, развивают широкий спектр навыков и представлений, занимательны. В своей работе я активно использую ноутбук, сеть Интернет. Создан электронный вариант пособия «Логопедическая мозаика», на занятиях используются логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры» и компьютерное обеспечение «Мерсибо» с интерактивными играми, а также программируемый робот Bee-Bot.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательного и коррекционного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. К игровым технологиям, применяемым в моей работе, можно отнести ТИКО-конструирование, дидактические игры.

Создание учебно-методических пособий и применение современных образовательных технологий позволило реорганизовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую речевому развитию детей: созданы дидактические игры для коррекции звукопроизношения; разработаны карточки с заданиями для развития речи через формирование элементарных математических представлений, созданы учебные коврики для работы с роботом Bee-Bot («Лого-грамматика», «Классификация объектов», «Счет», «Сказки»), разработан дидактический материал для работы с конструкторами ТИКО «Грамматика», «Фантазёр».

Для эффективной коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста реализованы следующие формы работы с родителями воспитанников:

- проведены консультации («О работе учителя-логопеда в логопункте», «Речевая готовность к школе», «Речевые нарушения и организация коррекционной работы», «Роль родителей в коррекции речевых нарушений»);

- практикум «Упражнения для развития фонематических процессов» в рамках родительского собрания;

- разработаны информационные буклеты с рекомендациями («11 советов родителям детей 3-5 лет», «Речь ребёнка от 2 до 3 лет», «Игры для развития дыхания» и другие);

- подобраны индивидуальные задания для совместной деятельности детей с родителями в домашних условиях;

- организовано участие родителей в индивидуальных логопедических занятиях.

Проведенные мероприятия стимулировали сотрудничество родителей и стали хорошей мотивацией к участию в совместной коррекционно-развивающей работе. По результатам анкетирования, активность родителей в совместной деятельности за межаттестационный период выросла на 20 % и достигла 70%.

В рамках взаимодействия со специалистами МБ ДОУ «Детский сад № 29» разработаны и реализованы:

- педагогические проекты («Развитие социально-речевой активности и эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий», «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии», «Формирование экологического сознания у детей 5-7 лет через развитие эмоционально активного восприятия окружающего мира»);

- рекомендации для педагогов («Возрастные нормы речевого развития», «Дыхательные упражнения», «Коррекция звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей на музыкальных занятиях»).

Создание оптимальных условий, обеспечивающих коррекцию речевых нарушений детей дошкольного возраста способствовало улучшению качества речи у воспитанников в межаттестационный период: количество детей, выпущенных с логопункта с хорошей речью – 67,5%, с улучшением качества речи – 32,5%.

2014/15 учебный год

2016/17 учебный год

Количество детей, выпущенных в школу - 36 чел. (100 %)

Количество детей, выпущенных в школу - 38 чел. (100 %)

с хорошей речью

с улучшением качества речи

с хорошей речью

с улучшением качества речи

23 чел.

(64 %)

13 чел.

(36 %)

27 чел.

(71 %)

11 чел.

(29 %)

Общее количество детей, выпущенных с логопункта за межаттестационный период -

74 чел. (100 %)

с хорошей речью

с улучшением качества речи

50 чел.

(67,5 %)

24 чел.

(32,5 %)

Уровень речевого развития по результатам освоения рабочей программы логопункта повысился на 18% (с 63 % в 2015 году до 81 % в 2017 году).

2014/15 учебный год

2016/17 учебный год

Уровень речевого развития на начало учебного года

Уровень речевого развития на конец учебного года

Уровень речевого развития на начало учебного года

Уровень речевого развития на конец учебного года

401 балл (49,5%)

505 баллов (63%)

547 баллов (67,5%)

649 баллов (81%)

Уровень освоения образовательной программы МБ ДОУ № 29 по образовательной области «Речевое развитие» за межаттестационный период повысился на 22% (с 72% в 2014 до 94% в 2017 году).

2014-2015 учебный год

2016-2017 учебный год

Дети

6-7 лет

72%

89%

66%

94%

В результате коррекционно-развивающего обучения воспитанники научились различать и дифференцировать на слух фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной речи. Обогатился активный словарь, улучшилась звуковая культура речи, дети могут выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.

Для участия в конкурсах и фестивалях подготовлены воспитанники:

- уровень МБ ДОУ (конкурсы чтецов «День Победы», 2 место (2015 год) и «Наше лето», 1 место (2017 год));

- городской уровень (конкурс «Радуга талантов», номинация литературно-театральное творчество (2017 год), конкурс частушек «Эколого-биологический фестиваль «Экологический трамвайчик», 1 место (2017 год), фестиваль для детей с ОВЗ «Мы всё можем!» (2017 год)).

Личный вклад в повышение качества образования внесен путём обобщения и представления опыта работы педагогическому сообществу:

- уровень МБ ДОУ (выступление на педагогических советах с темами: «Организация речевого центра в группах» (2015 год), «Использование лэпбука в работе учителя-логопеда» (2016 год); интегрированное открытое занятие «Пернатые друзья, покормлю вас я» (2017 год));

- городской уровень (выступления на методическом объединении учителей-логопедов с темами «Развитие глагольного словаря дошкольников» (2015 год) и «Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (2017 год); проведение интегрированной НОД по развитию речи «Путешествие по Логоландии» (2015 год); выступление на фестивале педагогических инициатив «ФГОС – системная инновация» с опытом работы «Развитие социально-речевой активности и эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий» (2017 год); на семинарах «Здоровьесберегающая технология развития речевых и певческих навыков» (2017 год), «Интеграция коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений» (2017 год));

- окружной уровень (участие в семинаре «Современные технологии в работе учителя-логопеда» с темой «Образовательная робототехника в логопедической деятельности», город Североуральск (2017 год));

- областной уровень (выступление на XVIII областной научно-практической конференции, город Серов, с темой «Использование программируемого робота Bee-Bot «Умная пчела» в работе с детьми с ОВЗ» (2017 год)).

Принимала участие в конкурсах профессионального мастерства:

- городской конкурс методических материалов по экологическому образованию дошкольников, 1 место в номинации «Педагогический проект» и 2 место в номинации «Изучаем не скучая» (2017 год);

- всероссийская блиц-олимпиада «Дефекты произношения при разных формах речевых патологий» - интернет-сайт «Доутесса», 1 место (2016 год);

- международные конкурсы «Логопедическая игротека» и «Здоровьесберегающие технологии в логопедии» - интернет-сайт «Педстрана», оба 1 место (2017 год).

Имею публикации:

- «Образовательная робототехника в логопедической деятельности» - сборник окружного семинара (2017 год);

- «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии» - заочное методическое объединение «Всестороннее развитие ребёнка в рамках экологического подхода в системе психолого-педагогического образования» (2017 год);

- «Сборник игр для автоматизации звуков» - Всероссийское интернет-издание «Вестник педагога» (2017 год);

- «Использование программируемого робота «Умная пчела» в работе с детьми с ОВЗ» - Российский интернет-портал «Педагоги-онлайн» (2017 год);

- «Виды неправильного прикуса» - интернет-проект «Мультиурок» (2017 год);

- дидактическое пособие «Логопедическая мозаика» - интернет-сайт «Фавурок» (2017 год);

- статья на тему «Интеграция коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений» - интернет-сайт «Фавурок» (2017 год).

Делилась опытом своей профессиональной деятельности на персональном сайте портала «Мультиурок».

Речевые дефекты в подавляющем большинстве случаев не исчезают сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой и родителям отводится значительная роль. Только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада можно достичь хорошего результата в исправлении и развитии речи ребенка.

В связи со всем вышесказанным я определила для себя задачи на следующий межаттестационный период:

  1. Разработка учебно-методических пособий, направленных на развитие речи, на основе применения: образовательной технологии «лэпбук», технологии речевого развития – мнемотехники, здоровьесберегающей технологии – кинезиологии.
  2. Совершенствование форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами, направленных на коррекцию имеющихся речевых недостатков у детей.

Завершая свой аналитический отчет и давая оценку своей коррекционно-педагогической деятельности в межаттестационный период, признаю ее эффективной, так как задачи по развитию речи детей дошкольного возраста через применение современных образовательных технологий реализованы полностью:

- разработаны учебно-методические пособия, направленные на всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста;

- в работе с дошкольниками применялись современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные;

- созданы условия, обеспечивающие речевое развитие детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.

По результатам итогового речевого обследования детей старшего дошкольного возраста прослеживаются стабильные результаты: улучшилась звукопроизносительная сторона речи, количественно и качественно пополнился словарный запас, улучшились навыки словообразования, словоизменения, составления предложений.

23.03.2018 08:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП