СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время требования к образовательному процессу в детском саду основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. С учетом социального заказа государства и семьи на образовательные услуги, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе, в общении;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Возрастает и количество детей с нарушениями не только звукопроизношения, но и с нарушениями фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи, т.е. с тяжёлыми нарушениями речи. В 2014/15 учебном году на логопункт было зачислено 8 человек с общим недоразвитием речи различной степени тяжести и 4 человека с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В 2016/17 учебном году зачислено 9 человек с общим недоразвитием речи различной степени тяжести и 9 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В 2017/18 учебном году зачислено уже 11 человек с общим недоразвитием речи различной степени тяжести и 3 человека с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Реалии современного мира заставляют искать новые формы и методы работы с детьми со сложными нарушениями речи.
Исходя из вышесказанного, моя профессиональная деятельность в межаттестационный период была направлена на развитие речи детей дошкольного возраста через применение современных образовательных технологий. Работая по данному направлению, ставила перед собой следующие задачи: (которые вы можете видеть на экране)
- разработать учебно-методические пособия, направленные на всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста;
- использовать в работе с дошкольниками современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные;
- создать условия, обеспечивающие речевое развитие детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.
Содержание коррекционно-развивающей работы в межаттестационный период было направлено на создание условий для устранения речевых дефектов у детей дошкольного возраста, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков с использованием современных образовательных технологий.
Форма организации обучения - подвижные микрогруппы и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Но, несмотря на это, занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
На логопедических занятиях большое внимание уделялось:
- развитию артикуляционной моторики;
- развитию дыхания;
- исправлению нарушений звукопроизношения (постановка, автоматизация звука, дифференциация звуков);
- развитию фонематического слуха;
- навыкам звукового анализа и синтеза;
- совершенствованию лексико-грамматических конструкций;
- развитию связной речи.
Работая по направлению «Развитие речи детей дошкольного возраста через применение современных образовательных технологий», мною были разработаны и реализованы:
- рабочая программа оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОУ в группах общеразвивающей направленности;
- адаптированные образовательные программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи;
- учебно-методические пособия («Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений», «Использование программируемого робота Bee-Bot «Умная пчела» в работе с детьми с ОВЗ», «Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство подготовки детей к овладению навыком чтения»);
- дидактические пособия («Логопедическая мозаика» (печатный и электронный вариант), «Весёлая логопедия» (автоматизация звуков в словах), «Логопедические карточки для развития лексико-грамматической стороны речи», «Четыре строчки» (автоматизация звуков в четверостишиях));
- в сотрудничестве со специалистами детского сада разработаны: «Цикл сказок о временах года», игры с применением криотерапии и акватерапии, упражнения и игры с использованием литотерапии, упражнения на балансировочной подушке и балансировочном диске.
К числу современных образовательных технологий, применяемых в моей логопедической работе, можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровую технологию.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В своей логопедической деятельности я использовала следующие здоровьесберегающие технологии:
- физкультурно-оздоровительные (направленные на развитие и взаимосвязь моторных и речевых функций - артикуляционная и дыхательная гимнастика (по А. Н. Стрельниковой), биоэнергопластика (по О. И. Лазаренко), технология «баланс-тренинг», самомассаж);
- педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (игольчатый ипликатор, шарики су-джок, тактильные дорожки, конструктор ТИКО, интерактивные игры на определение речевых и неречевых звуков).
Целью технологий проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. В сотрудничестве со специалистами МБ ДОУ № 29 были разработаны и реализованы педагогические проекты:
- «Развитие социально-речевой активности и эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий»,
- «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»,
- «Формирование экологического сознания у детей 5-7 лет через развитие эмоционально активного восприятия окружающего мира».
Информационно-коммуникационные технологии носят исследовательский характер, развивают широкий спектр навыков и представлений, занимательны. В своей работе я активно использую ноутбук, сеть Интернет. Создан электронный вариант пособия «Логопедическая мозаика», на занятиях используются логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры» и компьютерное обеспечение «Мерсибо» с интерактивными играми, а также программируемый робот Bee-Bot.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательного и коррекционного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. К игровым технологиям, применяемым в моей работе, можно отнести ТИКО-конструирование, дидактические игры.
Создание учебно-методических пособий и применение современных образовательных технологий позволило реорганизовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую речевому развитию детей: созданы дидактические игры для коррекции звукопроизношения; разработаны карточки с заданиями для развития речи через формирование элементарных математических представлений, созданы учебные коврики для работы с роботом Bee-Bot («Лого-грамматика», «Классификация объектов», «Счет», «Сказки»), разработан дидактический материал для работы с конструкторами ТИКО «Грамматика», «Фантазёр».
Для эффективной коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста реализованы следующие формы работы с родителями воспитанников:
- проведены консультации («О работе учителя-логопеда в логопункте», «Речевая готовность к школе», «Речевые нарушения и организация коррекционной работы», «Роль родителей в коррекции речевых нарушений»);
- практикум «Упражнения для развития фонематических процессов» в рамках родительского собрания;
- разработаны информационные буклеты с рекомендациями («11 советов родителям детей 3-5 лет», «Речь ребёнка от 2 до 3 лет», «Игры для развития дыхания» и другие);
- подобраны индивидуальные задания для совместной деятельности детей с родителями в домашних условиях;
- организовано участие родителей в индивидуальных логопедических занятиях.
Проведенные мероприятия стимулировали сотрудничество родителей и стали хорошей мотивацией к участию в совместной коррекционно-развивающей работе. По результатам анкетирования, активность родителей в совместной деятельности за межаттестационный период выросла на 20 % и достигла 70%.
В рамках взаимодействия со специалистами МБ ДОУ «Детский сад № 29» разработаны и реализованы:
- педагогические проекты («Развитие социально-речевой активности и эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий», «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии», «Формирование экологического сознания у детей 5-7 лет через развитие эмоционально активного восприятия окружающего мира»);
- рекомендации для педагогов («Возрастные нормы речевого развития», «Дыхательные упражнения», «Коррекция звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей на музыкальных занятиях»).
Создание оптимальных условий, обеспечивающих коррекцию речевых нарушений детей дошкольного возраста способствовало улучшению качества речи у воспитанников в межаттестационный период: количество детей, выпущенных с логопункта с хорошей речью – 67,5%, с улучшением качества речи – 32,5%.
2014/15 учебный год |
2016/17 учебный год |
||||
Количество детей, выпущенных в школу - 36 чел. (100 %) |
|
Количество детей, выпущенных в школу - 38 чел. (100 %) |
|
||
с хорошей речью |
с улучшением качества речи |
|
с хорошей речью |
с улучшением качества речи |
|
23 чел. (64 %) |
13 чел. (36 %) |
|
27 чел. (71 %) |
11 чел. (29 %) |
|
Общее количество детей, выпущенных с логопункта за межаттестационный период - 74 чел. (100 %) |
|||||
с хорошей речью |
с улучшением качества речи |
||||
50 чел. (67,5 %) |
24 чел. (32,5 %) |
Уровень речевого развития по результатам освоения рабочей программы логопункта повысился на 18% (с 63 % в 2015 году до 81 % в 2017 году).
2014/15 учебный год |
2016/17 учебный год |
||
Уровень речевого развития на начало учебного года |
Уровень речевого развития на конец учебного года |
Уровень речевого развития на начало учебного года |
Уровень речевого развития на конец учебного года |
401 балл (49,5%) |
505 баллов (63%) |
547 баллов (67,5%) |
649 баллов (81%) |
Уровень освоения образовательной программы МБ ДОУ № 29 по образовательной области «Речевое развитие» за межаттестационный период повысился на 22% (с 72% в 2014 до 94% в 2017 году).
|
2014-2015 учебный год |
2016-2017 учебный год |
||
Дети 6-7 лет |
72% |
89% |
66% |
94% |
В результате коррекционно-развивающего обучения воспитанники научились различать и дифференцировать на слух фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной речи. Обогатился активный словарь, улучшилась звуковая культура речи, дети могут выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.
Для участия в конкурсах и фестивалях подготовлены воспитанники:
- уровень МБ ДОУ (конкурсы чтецов «День Победы», 2 место (2015 год) и «Наше лето», 1 место (2017 год));
- городской уровень (конкурс «Радуга талантов», номинация литературно-театральное творчество (2017 год), конкурс частушек «Эколого-биологический фестиваль «Экологический трамвайчик», 1 место (2017 год), фестиваль для детей с ОВЗ «Мы всё можем!» (2017 год)).
Личный вклад в повышение качества образования внесен путём обобщения и представления опыта работы педагогическому сообществу:
- уровень МБ ДОУ (выступление на педагогических советах с темами: «Организация речевого центра в группах» (2015 год), «Использование лэпбука в работе учителя-логопеда» (2016 год); интегрированное открытое занятие «Пернатые друзья, покормлю вас я» (2017 год));
- городской уровень (выступления на методическом объединении учителей-логопедов с темами «Развитие глагольного словаря дошкольников» (2015 год) и «Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (2017 год); проведение интегрированной НОД по развитию речи «Путешествие по Логоландии» (2015 год); выступление на фестивале педагогических инициатив «ФГОС – системная инновация» с опытом работы «Развитие социально-речевой активности и эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий» (2017 год); на семинарах «Здоровьесберегающая технология развития речевых и певческих навыков» (2017 год), «Интеграция коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений» (2017 год));
- окружной уровень (участие в семинаре «Современные технологии в работе учителя-логопеда» с темой «Образовательная робототехника в логопедической деятельности», город Североуральск (2017 год));
- областной уровень (выступление на XVIII областной научно-практической конференции, город Серов, с темой «Использование программируемого робота Bee-Bot «Умная пчела» в работе с детьми с ОВЗ» (2017 год)).
Принимала участие в конкурсах профессионального мастерства:
- городской конкурс методических материалов по экологическому образованию дошкольников, 1 место в номинации «Педагогический проект» и 2 место в номинации «Изучаем не скучая» (2017 год);
- всероссийская блиц-олимпиада «Дефекты произношения при разных формах речевых патологий» - интернет-сайт «Доутесса», 1 место (2016 год);
- международные конкурсы «Логопедическая игротека» и «Здоровьесберегающие технологии в логопедии» - интернет-сайт «Педстрана», оба 1 место (2017 год).
Имею публикации:
- «Образовательная робототехника в логопедической деятельности» - сборник окружного семинара (2017 год);
- «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии» - заочное методическое объединение «Всестороннее развитие ребёнка в рамках экологического подхода в системе психолого-педагогического образования» (2017 год);
- «Сборник игр для автоматизации звуков» - Всероссийское интернет-издание «Вестник педагога» (2017 год);
- «Использование программируемого робота «Умная пчела» в работе с детьми с ОВЗ» - Российский интернет-портал «Педагоги-онлайн» (2017 год);
- «Виды неправильного прикуса» - интернет-проект «Мультиурок» (2017 год);
- дидактическое пособие «Логопедическая мозаика» - интернет-сайт «Фавурок» (2017 год);
- статья на тему «Интеграция коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений» - интернет-сайт «Фавурок» (2017 год).
Делилась опытом своей профессиональной деятельности на персональном сайте портала «Мультиурок».
Речевые дефекты в подавляющем большинстве случаев не исчезают сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой и родителям отводится значительная роль. Только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада можно достичь хорошего результата в исправлении и развитии речи ребенка.
В связи со всем вышесказанным я определила для себя задачи на следующий межаттестационный период:
Завершая свой аналитический отчет и давая оценку своей коррекционно-педагогической деятельности в межаттестационный период, признаю ее эффективной, так как задачи по развитию речи детей дошкольного возраста через применение современных образовательных технологий реализованы полностью:
- разработаны учебно-методические пособия, направленные на всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста;
- в работе с дошкольниками применялись современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные;
- созданы условия, обеспечивающие речевое развитие детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.
По результатам итогового речевого обследования детей старшего дошкольного возраста прослеживаются стабильные результаты: улучшилась звукопроизносительная сторона речи, количественно и качественно пополнился словарный запас, улучшились навыки словообразования, словоизменения, составления предложений.
© 2018, Вайзер Виктория Викторовна 234