СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый человек, неравнодушный к своей работе, рано или поздно задумывается о том, все ли в его личных установках согласуется с тем, что от него требуется в связи с исполнением должностных обязанностей.
Профессия учителя динамична, притягательна, беспокойна и мучительна одновременно. Именно эти люди во все времена несли на себе почетное бремя по созданию и распространению образцов и идеалов в важнейших сферах жизни человека. Причем у человека, избравшего этот путь, есть непреодолимая потребность отдавать себя, свои знания, свой опыт другим. Он просто не может иначе.
Однако в наши дни оценка обществом деятельности учителя неоднозначна. Если раньше, лет 20 назад, авторитет педагога был незыблем, не подвергался сомнению, то сегодня ситуация изменилась и выглядит не столь радужно. В формировании негативной позиции к школе в целом и к учителям в частности велика, конечно, роль СМИ, однобоко представляющих ситуацию в образовании с креном на бездумное критиканство. Вносят свой вклад и популистские непродуманные решения «сверху», расплачиваться за которые приходится простым ученикам, теряющим возможность строить свою жизнь в соответствии со своими желаниями и устремлениями.
Но, возможно, во многом в появлении негативных ноток в отношении к учителю виноваты мы сами. Большинство из нас, учителей, считают «людьми не от мира сего». И если вдуматься, то это правомерно. Мы живем в мире идей и идеалистических представлений, которые хотим внушить и своим ученикам. Мы, в соответствии с известным выражением, берем на себя функцию «нести разумное, доброе, вечное». Эта роль, конечно, важна и необходима. Однако здесь существует опасность потерять связь с реальностью. Жизнь меняется сегодня более динамично, чем в прошлом веке, все процессы протекают намного быстрее, старая система ценностей уже не может удовлетворять молодое поколение, а новая система еще не укрепилась в сознании педагогов. Особенно тяжело приходится учителям старшего поколения: они просто не успевают привести свое мировоззрение в соответствие с реалиями жизни. Мы, учителя, продолжаем навязывать детям идеи о самоотвержении, о служении обществу, альтруистическую модель поведения. В результате те дети, которые прониклись и впитали эти установки, оказываются не готовы к встрече с реальной взрослой жизнью, где для достижения успеха требуется сегодня напор, настойчивость и в большой мере эгоизм. Можно много рассуждать о несправедливости и «неправильности» такого положения вещей, но от этого никуда не уйти. Вероятно, это и является еще одной причиной падения авторитета учителя, ведь многим бывшим ученикам приходится пересматривать систему ценностей, внушенную им в школе, и результат пересмотра отрицательно сказывается на отношении к педагогам.
Школа будущего для меня – это, прежде всего, школа, в которой учителя действительно готовят ребенка к жизни, показывая ему все стороны действительности, и пользуются заслуженным авторитетом. Я думаю, что именно мы, педагоги, должны и способны почувствовать сами и показать детям тонкую грань между вечными ценностями, существовавшими во все времена, и искусственными идеологическими образцами. И я верю, что такая новая школа будет.
© 2018, Муштукова Елена Сергеевна 387