СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Шахматист» Пояснительная записка
В образовании происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Направленность: Занятия шахматами позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Актуальность: Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Цель программы: организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы; подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками, стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач: Образовательные:
познакомить с историей шахмат, дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения. Воспитательные: привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом, научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно, научить уважать соперника, Развивающие:
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности, ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. В группе 1-го года обучения программа предусматривает 216 часов занятий в течение года – по 2 часа три раз в неделю, в группах 2-го –216 часов по 2 часа три раза в неделю, 3-го года обучения – по 216 часа в год по2 часа три раза в неделю. Всего за три года – 432 часа. В кружке занимаются 15 ребят среднего и старшего школьного возраста. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся зачисляются в кружок. В группе совершенствования второго года обучения занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. В группе совершенствования третьего года обучения занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
В конце первого года обучения учащийся:
имеет представление об истории и происхождении шахмат, знает правила игры и турнирного поведения, знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы, владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля, умеет применять полученные теоретические знания на практике, умеет записывать партии, с удовольствием играет в шахматы, видит и осознает свои ошибки,знает нормы этикета при игре в шахматы. В конце второго года обучения учащийся: знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира, имеет представление об организации шахматных соревнований, уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать, умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы, знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания, с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое, знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы, осознает свои ошибки, видит ошибки соперника, может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий, для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда. В конце третьего года обучения учащийся:
знает историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов разбирается в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства. самостоятельно следит за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами, уверенно владеет тактическими приемами, грамотно их комбинирует, умеет строить и реализовывать стратегические планы, читает планы противника, знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеет в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов, участвует в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявляет инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно, следует правилам этикета без напоминаний, не боится признать свое поражение, осознает свои и чужие ошибки, ищет их причину, старается использовать ошибки соперника, самостоятельно грамотно анализирует позиции, четко направляет тактические приемы на реализацию стратегических планов, для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве, понимает и ценит красоту шахматных комбинаций, играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.
© 2015, Яровой Александр Александрович 603