СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект организации игрового досуга
«Бабушкины игры»
Н.Н. Борисова
воспитатель МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №33 «Аленький цветочек»
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
1 квалификационной категории
Задачи:
Познакомить детей с русскими традициями на примере малых жанров; русскими народными играми, расширять словарный запас детей; развивать память, внимание.
Формировать у детей интерес к русской культуре, навыки игрового поведения, учить играть в игры с правилами.
Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре.
Участники:
- воспитатель в роли бабушки
- дети подготовительной группы
Ход досуга.
Бабушка:
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте добрые молодцы да красные девицы!
-Я бабушка Варварушка. А вы сегодня мои гости. Знаю я много сказок-присказок, шуток прибауток, да игр.
-Хочу с вами поделиться. Отправимся сегодня мы с вами в дали-дальние. Но не в тридесятое царство, тридесятое государство, а в путешествие во времени.
-Полетим в старую старину и узнаем во что играли наши прабабушки и прадедушки, когда малыми детками были, как вы сейчас.
-Все готовы к путешествию дальнему?
-Ну, тогда в путь-дорогу!
(Дети выстраиваются цепочкой, берутся за руки и под музыку, вместе с воспитателями делают несколько кругов по группе. Садятся.)
-Вот мы прибыли на место.
-И я вас приглашаю на деревенские посиделки.
-А кто мне скажет, что такое посиделки?
(Ответы детей)
-Верно, это когда люди в избе собирались да веселились: песни пели, сказки сказывали, да игры затевали.
-В старину дети очень любили в игры играть.
-А какие русские народные игры вы знаете?
(ответ детей)
(Лапта, салки, прятки, краски, чиж, бирюльки, городки, золотые ворота, горелки, растили мак, зевака)
-Ах, какие молодцы!
- Много знаете русских народных игр.
- Я хочу вам предложить поиграть в русские народные игры. Но для того, чтобы начать игру, сначала созывают, приглашают ребят к игре.
-Кто знает какие созывалки?
(Дети рассказывают созывалки)
Выходи ко мне дружок,
На зеленый, на лужок
Будем в игры мы играть,
Кто быстрее догонять.
*
Ждем ребят сегодня в игры,
Приглашаем и девчат
Раз, два, три, четыре, пять
Буду я с тобой играть
*
Тай-тай налетай
Кто в игру играй
Ребенок: Эй, народ, выходи!
Будем играть!
-Постой, постой! Прежде чем игру начать надо посчитаться.
-Ребята, а кто знает считалки?
(Дети читают считалки)
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет
Тот вон и выйдет!
Тара-бара
Домой пора-
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить
Тебе водить!
Таря- Маря
В лес ходила
Шишки ела
Нам велела
А мы шишки не едим
Таре-Маре отдадим!
-Заяц белый,
Куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Куда клал?
- Под колоду!
- Кто украл?
- Родион!
- Выйди вон!
- Сегодня мы с вами познакомим и покажем нашим гостям старинные игры.
- А в старые времена, чтобы показать свою ловкость, играли в игру, которая называется «Малечина-калечина».
- Это старинная народная игра.
- Кто расскажет нам про эту игру?
Поставив палочку на палец, ладонь стараются держать в равновесии и при этом произносить слова:
- Малечина-калечина, сколько часов до вечера? 1,2,3,4……10
- И еще одна народная игра «Кто быстрее»
Два ребенка встают спиной друг к другу на расстоянии 1-2 шагов. Между ног у них кладут веревку или ленту. Дети поднимают руки вверх и по сигналу «раз, два, три» быстро наклоняются вперед, стараясь выдернуть веревку в свою сторону. Выигрывает тот, кому удается сделать это первому.
- Ребята, а я тоже знаю считалки, они очень старые.
«Анзи, дванзи, тринзи, луб
Пятам, латам, шатам луб.
Можно догадаться, что «анзи» - это один, «дванзи» - это два.
- А вот еще:
Первенчики
Другенчики,
Круги-дуги,
Вон!
- Или вот такая:
Анна, дуна, шесть,
Кинда, ринда, резь,
Анна, дуна, рада.
Кинди, ринди, жаба.
- Но почему так странно звучит привычный счет?
- Это значит, что перед нами очень древние считалки.
- А придумали их потому, что у наших предков запрет на счет.
Хозяйка, например, никогда не считала, сколько у нее кур или сколько она налепила порожков, сколько пришло гостей. Такие запреты, конечно, были неудобными, и люди нашли выход - придумали особый «утаенный счет». И этот зашифрованный счет перешел в детские считалки.
- У наших бабушек и дедушек не было много игрушек, но играть они любили. И использовали в игре вот такие камешки и косточки.
Наши предки много знали закличек, потешек, дразнилок и даже поддевок.
Но произносили эти дразнилки и поддевки весело и незлобно, и никто не обижался. Вот, например:
- Скажи :лук
Лук
По лбу стук!
- Скажи: оса
- Оса
- Хвать тебя за волоса
- Скажи: муха
- Муха
- Хвать тебя за ухо!
Дразнилки
Свинка Нила
Сыночка хвалила
- То-то хорошенький,
-То-то пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком
Хвостик крючком,
Нос пятачком.
Потешка
Лошадь ела кашу,
А мужик – овес
Лошадь села в сани,
А мужик повез!
**
На болоте стоит пень.
Шевелиться ему лень
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Закличка
Солнышко, покажись.
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
-Сегодня у нас в гостях бабушка Катюши. Попросим рассказать и показать, как они играли, когда были такими, как вы.
Игра «Мены» (камешки)
Игрок кладет на землю четыре камешка, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Так надо обменять все камешки. Если играющий не поймал брошенный камешек, игру начинает второй участник.
- А я вам расскажу и покажу игру, которая называется «бабки».
В игре участвуют 2 команды из 3-4 человек. Перед каждой командой за линией кона, в определенном порядке расставляют фигуры из бабок. (Воспитатель показывает варианты фигур). Каждая команда стремиться сбить поставленные бабки меньшим количеством битков.
(Дети делятся на две команды из 3-4 человек и играют в игру «бабки».)
- Одна команда у нас выиграла, а другая осталась с носом.
- А вы знаете, что выражение «остаться с носом» в наше время пришло тоже из далекого времени.
- Давным-давно, когда люди не умели писать, у них была палочка, которую называли «носом». И на этой палочке богатые люди делали заметки. И когда они разорялись, у них оставалась эта палочка. И говорили «остался с носом», то есть ни с чем.
- В старину у русского народа была традиция: после работы, вечерами, в праздники выходили люди за околицу хороводы поводить да поиграть.
Умел народ трудиться-
Умел и веселиться!
А ну, народ, становись в хоровод!
- Будем мы сейчас играть, а игра называется «Колечко». Чтобы начать игру - нам нужен ведущий. Как нам его выбрать?
(Ответ детей)
Правильно, нужно посчитаться.
(Ребята становятся в круг. Считалкой выбирают водящего.)
- На длинный шнур, надевают три колечка, концы шнура прикрепляют. Играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте. Участники быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-нибудь из них прячет кольцо в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то встает в круг, а игрок, у которого нашли кольцо, идет водить.
- В играх, в которые мы с вами играли, есть победившие и проигравшие. И как говорили в старые времена «дело в шляпе». Это выражение тоже пришло из старины. А что оно означает? (ответы детей)
- Что ж, ребята, время игр незаметно пролетело. Нам пора в обратный путь. Понравились вам русские народные игры, заклички, считалки?
(ответы детей)
-А теперь давайте прощаться. До свидания, гости дорогие, приходите к нам еще! А на счастье в старину дарили подкову.
(дети гостям дарят поделку – подкову).
Литература:
«Русские народные игры»; И.Панков.
«Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»; О.Н. Козак.
«Играйте на здоровье»; Ю.И. Иванов, Э.И. Михайлов.
«Тридцать три пирога»; М.Булатов.
© 2015, Борисова Наталья Николаевна 855