СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бабушкины игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект организации игрового досуга

«Бабушкины игры»

Н.Н. Борисова

воспитатель МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №33 «Аленький цветочек»

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

1 квалификационной категории

Задачи:

Познакомить детей с русскими традициями на примере малых жанров; русскими народными играми, расширять словарный запас детей; развивать память, внимание.

Формировать у детей интерес к русской культуре, навыки игрового поведения, учить играть в игры с правилами.

Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре.

Участники:

- воспитатель в роли бабушки

- дети подготовительной группы

Ход досуга.

Бабушка:

- Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте добрые молодцы да красные девицы!

-Я бабушка Варварушка. А вы сегодня мои гости. Знаю я много сказок-присказок, шуток прибауток, да игр.

-Хочу с вами поделиться. Отправимся сегодня мы с вами в дали-дальние. Но не в тридесятое царство, тридесятое государство, а в путешествие во времени.

-Полетим в старую старину и узнаем во что играли наши прабабушки и прадедушки, когда малыми детками были, как вы сейчас.

-Все готовы к путешествию дальнему?

-Ну, тогда в путь-дорогу!

(Дети выстраиваются цепочкой, берутся за руки и под музыку, вместе с воспитателями делают несколько кругов по группе. Садятся.)

-Вот мы прибыли на место.

-И я вас приглашаю на деревенские посиделки.

-А кто мне скажет, что такое посиделки?

(Ответы детей)

-Верно, это когда люди в избе собирались да веселились: песни пели, сказки сказывали, да игры затевали.

-В старину дети очень любили в игры играть.

-А какие русские народные игры вы знаете?

(ответ детей)

(Лапта, салки, прятки, краски, чиж, бирюльки, городки, золотые ворота, горелки, растили мак, зевака)

-Ах, какие молодцы!

- Много знаете русских народных игр.

- Я хочу вам предложить поиграть в русские народные игры. Но для того, чтобы начать игру, сначала созывают, приглашают ребят к игре.

-Кто знает какие созывалки?

(Дети рассказывают созывалки)

  1. Выходи ко мне дружок,

На зеленый, на лужок

Будем в игры мы играть,

Кто быстрее догонять.

*

  1. Ждем ребят сегодня в игры,

Приглашаем и девчат

Раз, два, три, четыре, пять

Буду я с тобой играть

*

  1. Тай-тай налетай

Кто в игру играй

Ребенок: Эй, народ, выходи!

Будем играть!

-Постой, постой! Прежде чем игру начать надо посчитаться.

-Ребята, а кто знает считалки?

(Дети читают считалки)

  1. Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет

Тот вон и выйдет!

  1. Тара-бара

Домой пора-

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить

Тебе водить!

  1. Таря- Маря

В лес ходила

Шишки ела

Нам велела

А мы шишки не едим

Таре-Маре отдадим!

  1. -Заяц белый,

Куда бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто украл?

- Родион!

- Выйди вон!

- Сегодня мы с вами познакомим и покажем нашим гостям старинные игры.

- А в старые времена, чтобы показать свою ловкость, играли в игру, которая называется «Малечина-калечина».

- Это старинная народная игра.

- Кто расскажет нам про эту игру?

Поставив палочку на палец, ладонь стараются держать в равновесии и при этом произносить слова:

- Малечина-калечина, сколько часов до вечера? 1,2,3,4……10

- И еще одна народная игра «Кто быстрее»

Два ребенка встают спиной друг к другу на расстоянии 1-2 шагов. Между ног у них кладут веревку или ленту. Дети поднимают руки вверх и по сигналу «раз, два, три» быстро наклоняются вперед, стараясь выдернуть веревку в свою сторону. Выигрывает тот, кому удается сделать это первому.

- Ребята, а я тоже знаю считалки, они очень старые.

«Анзи, дванзи, тринзи, луб

Пятам, латам, шатам луб.

Можно догадаться, что «анзи» - это один, «дванзи» - это два.

- А вот еще:

Первенчики

Другенчики,

Круги-дуги,

Вон!

- Или вот такая:

Анна, дуна, шесть,

Кинда, ринда, резь,

Анна, дуна, рада.

Кинди, ринди, жаба.

- Но почему так странно звучит привычный счет?

- Это значит, что перед нами очень древние считалки.

- А придумали их потому, что у наших предков запрет на счет.

Хозяйка, например, никогда не считала, сколько у нее кур или сколько она налепила порожков, сколько пришло гостей. Такие запреты, конечно, были неудобными, и люди нашли выход - придумали особый «утаенный счет». И этот зашифрованный счет перешел в детские считалки.

- У наших бабушек и дедушек не было много игрушек, но играть они любили. И использовали в игре вот такие камешки и косточки.

Наши предки много знали закличек, потешек, дразнилок и даже поддевок.

Но произносили эти дразнилки и поддевки весело и незлобно, и никто не обижался. Вот, например:

- Скажи :лук

  • Лук

По лбу стук!

- Скажи: оса

- Оса

- Хвать тебя за волоса

- Скажи: муха

- Муха

- Хвать тебя за ухо!

Дразнилки

Свинка Нила

Сыночка хвалила

- То-то хорошенький,

-То-то пригоженький,

Ходит бочком,

Ушки торчком

Хвостик крючком,

Нос пятачком.

Потешка

Лошадь ела кашу,

А мужик – овес

Лошадь села в сани,

А мужик повез!

**

На болоте стоит пень.

Шевелиться ему лень

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Закличка

Солнышко, покажись.

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

-Сегодня у нас в гостях бабушка Катюши. Попросим рассказать и показать, как они играли, когда были такими, как вы.

Игра «Мены» (камешки)

Игрок кладет на землю четыре камешка, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Так надо обменять все камешки. Если играющий не поймал брошенный камешек, игру начинает второй участник.

- А я вам расскажу и покажу игру, которая называется «бабки».

В игре участвуют 2 команды из 3-4 человек. Перед каждой командой за линией кона, в определенном порядке расставляют фигуры из бабок. (Воспитатель показывает варианты фигур). Каждая команда стремиться сбить поставленные бабки меньшим количеством битков.

(Дети делятся на две команды из 3-4 человек и играют в игру «бабки».)

- Одна команда у нас выиграла, а другая осталась с носом.

- А вы знаете, что выражение «остаться с носом» в наше время пришло тоже из далекого времени.

- Давным-давно, когда люди не умели писать, у них была палочка, которую называли «носом». И на этой палочке богатые люди делали заметки. И когда они разорялись, у них оставалась эта палочка. И говорили «остался с носом», то есть ни с чем.

- В старину у русского народа была традиция: после работы, вечерами, в праздники выходили люди за околицу хороводы поводить да поиграть.

Умел народ трудиться-

Умел и веселиться!

А ну, народ, становись в хоровод!

- Будем мы сейчас играть, а игра называется «Колечко». Чтобы начать игру - нам нужен ведущий. Как нам его выбрать?

(Ответ детей)

Правильно, нужно посчитаться.

(Ребята становятся в круг. Считалкой выбирают водящего.)

- На длинный шнур, надевают три колечка, концы шнура прикрепляют. Играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте. Участники быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-нибудь из них прячет кольцо в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то встает в круг, а игрок, у которого нашли кольцо, идет водить.

- В играх, в которые мы с вами играли, есть победившие и проигравшие. И как говорили в старые времена «дело в шляпе». Это выражение тоже пришло из старины. А что оно означает? (ответы детей)

- Что ж, ребята, время игр незаметно пролетело. Нам пора в обратный путь. Понравились вам русские народные игры, заклички, считалки?

(ответы детей)

-А теперь давайте прощаться. До свидания, гости дорогие, приходите к нам еще! А на счастье в старину дарили подкову.

(дети гостям дарят поделку – подкову).

Литература:

  1. «Русские народные игры»; И.Панков.

  2. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»; О.Н. Козак.

  3. «Играйте на здоровье»; Ю.И. Иванов, Э.И. Михайлов.

  4. «Тридцать три пирога»; М.Булатов.

14.11.2015 16:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП