СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк игр на развитие внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Слушай хлопки!»

Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Дети двигаются свободно в шеренге или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10—20 сек.)

хлопок- поза аиста ( ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую;

хлопка- поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу).

хлопка- дети возобновляют движение (ходьбу). Примечания:

До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки—поза. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5м. Если помещение небольшое, "предложите детям двигаться по кругу.

Каждая предполагаемая игра «прокручивается» несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры -25 мин.

«Канон» (25 мин.)

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания. Процедура игры. Звучит музыка. («Кавалькада» Ф. Бургмюллера или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта) Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

«Зеваки» (25 мин.)

Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра может закончиться, когда 2—3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

«Буквы алфавита» (25 мин для детей, знающих буквы)

Цель игры: Развитие внимания.

Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква-один хлопок.

«Четыре стихии» (25 мин.)

Цель игры. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализа.

Процедура игры. Дети сидят на стульях и по команде ведущего ыполняют определенное движение руками. Команда «Земля» - дети опускают руки вниз.

«Вода» -дети вытягивают руки вперед. «Воздух»-дети поднимают руки вверх. «Огонь»- дети вращают руками в локтевых и луч запястных суставах.

Игры, направленные на развитие слухового внимания

Что слышно?

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что

происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они

слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Узнай по голосу-1

Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

Описание. Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в

центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу.

Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по

голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».

Узнай по голосу-2

Цел: развитие слухового внимания.

Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для

завязывания глаз.

Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».

По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу другого ребенка».

Будь внимателен!

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева «Марш». Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова -команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» — все должны стать детьми. Начинаем играть». Испорченный телефон

Цель: развитие слухового внимания.

Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон». Сядьте

кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первыми игрок сообщает тихо

на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от

ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему

игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего

игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот

называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал

ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен.

В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать

услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил

телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего. Давайте

поиграем».

Как вариант может быть игра «До» и «После». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти. Если воспитатель скажет: «После пяти», дети должны назвать: шесть, семь, восемь, девять, десять. Игра проходит в быстром темпе.

Слушай хлопки

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от

команды ведущего: один хлопок — принять позу «аиста» (стоять на одной

ноге, руки в стороны); два хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки

вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка —

возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда

я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

Игры, направленные на развитие моторно-двигательного аппарата

Кто летает?

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов. Оборудование: список названий предметов.

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите, и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер.

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей. Делай, как я

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание игры: Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребёнок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу- второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на сигнал -начинают поднимать левую руку. Затем по сигналу- опускают сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повторяется с ускорением. Те, кто допустил ошибки, выбывает.

По новым местам

Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.

Описание. Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое

место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из

вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за

мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым

местам!», все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый

домик последним — считается проигравшим. Начинаем игру».

Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение

или песню.

Совушка-сова

Цель: формирование внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: заранее обозначенный круг-«гнездо», шапочка или маска

совы.

Описание. В соответствии с командами взрослого дети должны или

двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды,

удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем

совушкой-совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут

называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они.

По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это

время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка

берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «День!», то

снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо

соблюдать:

1)совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;

2) вырываться от совушки нельзя;

3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».

Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.

Кого назвали, тот и лови!

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч.

Описание. Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем играть».

Воробьи и вороны

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: кубики, мячи (вдвое меньше, чем участников игры). Описание.

а) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к груди.). В зависимости от команды взрослого — «во-ро-ны» или «во-ро-бьи» — все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2—3 таких игр подсчитываются очки и объявляется команда-победительница.

б) На команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок, оставшийся без предмета, выбывает из игры. Инструкция: «Хотите узнать, кто из вас ловкий и внимательный? Тогда поиграем в одну игру, которая называется «Воробьи и вороны». А) Сейчас мы разделимся на две команды и каждый из вас запомнит, в какую команду он попал. Справа от вас разложены кубики («вороны»), слева — маленькие мячи («воробьи»). По моему указанию вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда услышите слово «во-ро-ны», то на слог «ны» вы все должны успеть схватить по кубику, а при произнесении мною последнего слога слова «во-ро-бьи» все вы должны будете бежать к мячам, стараясь схватить по одному предмету. По окончании нескольких таких игр подсчитаем выигрышные очки за каждый предмет и объявим команду-победительницу, б) Встаньте в колонну по одному. Справа от вас разложены кубики («вороны»), слева — маленькие мячи («воробьи»). По моей команде вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда я произ- несу последний слог слова «во-ро-ны», каждый из вас должен успеть схватить кубик, а при произнесении последнего слога слова «во-ро-бьи» каждый из вас должен схватить мяч. Кому предмет не достался — выходит из игры. Начинаем играть».

Примечание. Для игры можно использовать мешочки с песком, погремушки, флажки и т.п.

Море волнуется

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих. Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все,

кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?.» Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, круги можно нарисовать мелом на асфальте.

Найди игрушку

Цель: развитие устойчивости и объема внимания.

Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате. Описание. Взрослый описывает какую-либо игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении. Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Петя задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он маленький». Лена задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: «Он несъедобный, но им можно играть». Оля отвечает: «Мяч»; Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».

Примечание.

Примеры описаний:

1. Эта игрушка стоит на средней полке возле предмета большого размера. Она состоит из шести частей: одна часть круглой формы, четыре части удлиненной формы, а самая большая часть из всех остальных — тоже

удлиненной формы.

Ребенок: «Игрушка большая?» Взрослый: «Да, большая». Ребенок: «Одежда на ней есть?» Взрослый: «На ней цветной наряд». Ребенок: «Кукла?» Взрослый: «Правильно!»

2.Эта игрушка находится возле маленького предмета на второй полке. Она серого цвета.

Ребенок: «Она большого размера?»

Взрослый: «Нет, она среднего размера».

Ребенок: «Она мягкая?»

Взрослый: «Да, мягкая и пушистая».

Ребенок: «Кошка!»

Взрослый: «Правильно, кошка!»

3. Этот предмет удлиненной формы, среднего размера, с одной стороны с заостренным концом. Стоит возле большой игрушки.

Ребенок: «Этот предмет оранжевого цвета?»

Взрослый: «Нет, он белого цвета». Ребенок: «Он находится на полке?»

Взрослый: «Он стоит на полу». Ребенок: «Пароход?» Взрослый: «Правильно,

пароход!» Последний выбывает.

05.03.2015 16:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП