СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вышло в свет первое бесплатное электронное пособие, составленное экспертами курсов повышения квалификации от ФОКСФОРД.
В этом пособии мне больше всего понравился материал для проведения родительских собраний.
Автор: Наталья Гульчевская, кандидат психологических наук.
Налаживаем общение с родителем: 5 эффективных техник
Мечта любого классного руководителя – чтобы родители школьников были союзниками и помощниками. Разделяли заботы о классе, помогали организовать школьный концерт или выездную экскурсию. Не отдельные родители, а все. Возможно ли это?
Расскажем о техниках групповой работы, которые сделают родительские собрания эффективными.
Техника-разминка №1: «Метафорические карты»
Цели: завоевать доверие родителей; создать непринужденные отношения; познакомить родителей друг с другом.
Понадобятся: метафорические карты; вопросы для родителей.
Справка: Метафорические карты используют психологи, психотерапевты и коучи. Для разминки подойдут карточки из настольной игры Dixit, на которых нарисованы многозначные изображения, или специальные ассоциативные карты.
Как использовать Выкладываете метафорические карты на столе и задаете родителям вопрос по теме собрания. Родители выбирают карточки, которые иллюстрируют их ответ, а потом поясняют выбор. Лучше использовать в начале собрания, чтобы создать непринужденную творческую обстановку и настроиться на основную тему. Задавать лучше 1-2 вопроса.
Примерные вопросы: «Что для вас учитель?» «Что для вас ученик?» «Как вы себя сейчас чувствуете?» «Что вы думаете о школе?» «Каков наилучший результат этого собрания для вас?» и т. д
Плюсы: создаётся непринужденная атмосфера в начале собрания; участники знакомятся с необычной стороны; настраиваются на тему собрания, раскрывая отношение к ней.
Минусы: карты придется приобрести самостоятельно.
Техника №2: «Общее видение»
Цели: определить приоритетные проблемы; увидеть ситуацию системно; узнать мнение всех родителей.
Понадобятся: доска; стикеры; тонкие маркеры.
Как использовать: Раздайте родителям стикеры и маркеры. Попросите высказаться о проблеме, которая требует решения или которую нужно обсудить вместе. Задача каждого — написать мнение кратко, разборчиво и, что важно, анонимно. После соберите стикеры и поместите на доску. Если проблема повторяется, наклеивайте этот стикер рядом или под тем, на котором она уже обозначена. Так сразу видно, какие вопросы особенно волнуют родителей.
Плюсы: просто; прозрачные результаты; участвует каждый родитель; можно обсуждать эмоционально сложные темы.
Минусы: если много участников, затянется на 30-40 минут.
Техника №3: «Наследие Уолта Диснея»
Цели: вместе решить актуальные вопросы; лично заинтересовать в этом родителей.
Понадобятся: бумага; маркеры; несколько столов;
Справка: Методику назвали «Наследие Уолта Диснея», потому что именно знаменитый мультипликатор использовал её на своей студии. Он делил команду на три группы: мечтателей, реалистов и критиков — и так создавал знаменитые мультфильмы.
Как использовать: Мозговой штурм проходит в 4 этапа — по 10-20 минут каждый.
1 этап: Мечтатели на мозговом штурме предлагают лучшие решения проблемы.
2 этап: Реалисты также «штурмят» и выписывают конкретные действия для воплощения предложенных мечтателями идей.
3 этап: Критики проверяют, что упустили реалисты, высказывают соображения и предлагают изменения.
4 этап: В итоге команда анализирует все предложения и создает план по достижению результатов в виде таблицы: что сделать, какие нужны ресурсы на каждом этапе и кто будет этим заниматься.
Важно! Используется только конструктивная критика. Нельзя просто отмести варианты, надо предложить что-то взамен или изложить условия, при которых идея заработает. Критики не встречаются с мечтателями, они взаимодействуют только с реалистами. Важно напоминать участникам на каждом этапе об их роли и что важно не переходить в чужую.
Плюсы: итоговое решение устраивает всех; участвует каждый; родители понимают, что их мнение важно и они влияют на происходящее; формируется единая команда учитель-родители.
Минусы: нет.
Техника №4: «Мировое кафе»
Цели: организовать мозговой штурм на больших собраниях и обсудить несколько тем; вовлечь всех в исследование каждой темы; позволить родителям посмотреть на проблему с разных точек зрения.
Понадобятся: бумага (или листы флип-чарт); маркеры; отдельные зоны для каждой команды (используйте сдвинутые парты или вывесите листы на стены).
Как использовать: Объедините родителей в команды по 3-9 человек (оптимально 4 команды), каждая занимает один стол. Выбираете темы, которые собрали больше всего голосов с помощью стикеров в начале собрания. Количество тем = количеству команд. Предлагаете каждой команде выбрать спикера. Каждому столу вручается одна тема на рассмотрение.
1 этап: Получив «на руки» проблему, участники генерируют идеи.
2 этап: Участники пересаживаются: кто сидел за первым столом, садится за второй, со второго — за третий и так по кругу. Не пересаживается только спикер: он отвечает за конкретную тему, которая этому столу досталась, и знакомит новичков с идеями первых участников. Все предлагают конкретный план действий.
этап: Участники вновь меняют стол, получают от спикера краткую информацию о результатах двух прошлых команд и продолжают развивать тему.
4 этап: Участники в последний раз меняют столы в том же порядке, после чего новый состав готовит презентацию. Команда представляет итоговое решение. В ней чётко указано, как достичь результата, ресурсы, исполнители и т. п.
Важно! Круг перемещений не замыкается, презентацию готовят те, кто ни разу с темой не соприкасались. Так каждый пункт дополнительно «шлифуется». 1. 2. На каждый этап отведите в среднем 10- 20 минут.
Плюсы: все родители участвуют в обсуждении; находится наиболее удачное решение проблемы; групповая работа сближает родителей; родители пробуют себя в разных ролях; можно контролировать время работы над темами, так как участники перемещаются одновременно по сигналу ведущего.
Минусы: обсуждение занимает от 1 до 2 часов; финальные презентации затягиваются.
Техника №5: «Три смелых шага»
Цели: определить, какие задачи родители готовы брать на себя; мотивировать пассивных родителей.
Понадобятся: доска; стикеры; тонкие маркеры.
Как использовать: Раздаем по 3 стикера каждому родителю и просим написать имя. На доске вывешены результаты мозгового штурма. Предлагаем каждому внимательно изучить лист, выбрать три задачи, которые он готов выполнить, и наклеить на них свои стикеры. Вы увидите, за что родители готовы взяться, а что не хотят делать. Если обнаружите пункт, которым никто не хочет заниматься, измените его.
Плюсы: просто; быстро; участвуют все родители; результаты очевидны.
Минусы: конечный план придётся изменить.
Сайт Фоксфорда
foxford.ru
-80%
© 2018, Латышева Надежда Леонидовна 531