СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Четвертый по величине израильский город и столица пустыни Негев, Беер-Шева?. Два дня проведенные в этом городе в корне изменили мое отношение к столице южного Израиля: я не знаю другого столь просторного, чистого и удобного для жизни города страны! Что же касается исторических памятников, то они тоже есть и весьма оригинального свойства. Начнем с того, что Беер-Шева это единственный город на Ближнем Востоке, где есть площадь и улица имени Мустафы Кемаля Ататюрка, создателя современной Турции.
Было бы неправильным говорить, что я не знаю Беер-Шеву и никогда в ней не бывал. Бывал, но исключительно проездом по пути к Красному морю в Эйлат, причем объезжал город по кольцевой автодороге. Зная, как выглядят другие израильские города созданные в последние полвека (например,
Больница "Сорока" -
Просто жилые массивы -
Город застраивается и расширяется ударными темпами -
Заметили систему орошения на фото внизу?
Глядя на бесконечные парки и экзотические деревья, вы забываете, что находитесь в засушливой пустыне Негев -
Спальные районы Беер-Шевы -
Чрезвычайно цивильно,
Широкие площади, многополосные проспекты. На фото справа центральный ж.д вокзал -
В одном из городских парков мероприятие защитников животных: привели собачек из приюта для брошенных собак и кошек, вы можете выбрать себе четвероногого друга, забрав его домой прямо отсюда -
А теперь самое время прогуляться в историческую часть Беер-Шевы. Войны и модернизация не способствовали сохранению старого города. Но кой-что достойно внимания, например турецкий ж.д вокзал со старым паровозом. История железных дорог Ближнего Востока это ярчайший салат из наполеоновских планов, хронических провалов, надежды и отчаяния. Беспрерывные войны и конфликты в этом регионе так и не дали завершить масштабные по тем временам проекты по соединению единой линией Стамбула и Каира. Равно, как и не заработала легендарная Хиджазская линия из Стамбула в Медину.
. С целью связать оттоманскую столицу с исламскими святынями в саудовских пустынях Мекку и Медину, турки, в 1900 году затеяли масштабнейший проект, который, если бы был завершен - мог бы стать самой протяженной ж.д линией в мире. На тот момент времени, по крайней мере. Потом, разумеется, по протяженности Хиджаз опередила магистраль от Москвы до Иркутска. Строительство началось под личным патронажем султана Абдуллы Хамида II, при участии германских инженеров.
Карта турецких железных дорог в Палестине, 1916 -
Это был не первый проект германо-турецкого тандема. Незадолго до начала стротельства Хиджаза, как раз заработала не менее значимая линия, связавшая Стамбул с Багдадом. Для турков эти линии были не просто амбициями, а настоящим вопросом выживания в свете нарастающей напряженности в отношениях с британцами и французами, которые претендовали на контролируемые турками земли Палестинцы, Аравии и Месопотании. После завершения строительства Хиджаза, турки получали возможность в кратчайшие сроки перебрасывать войска в Палестину и Аравию.
Железная дорога достигла Медины уже к 1908 году, но в "момент истины", когда разразилась Первая Мировая война, оказалось, что турки не были способны полностью контролировать эту наиважнейшую транспортную артерию, протяженностью более 2000 километров. Арабские племена под руководством известного британского офицера Лоуренса Аравийского беспрерывно атаковали турков, препятствуя движению военного транспорта по Хиджазу.
Возвращаясь к ответвлению Хиджаза на запад, надо сказать, что это имело не меньшее значение для турков, чем линия в Медину. Египет был в руках британцев, отношения между державами были более чем плохие. Британцы лишь ждали момента, что бы нанести удар по слабеющей Османской империи. Новая линия была необходима для того же самого, что и Хиджазская - для доставки войск на второй по значимости британо-турецкий фронт, чья условная линия проходила с севера на юг через Синайский полуостров. К моменту своего окончательного поражения в 1916 году, турки успели достроить линию до нынче ничем не примечательного местечка Эль-Куссама посреди песчанной пустыни, что на территории египетского Синая, и всего лишь в 10 километрах от современной границы с Израилем.
Поражение турков в Первой Мировой войне в гораздо большей степени связано с поражением их главного союзника - Германии (и как результат - катастрофический провал на европейских фронтах), нежели ситуация в Палестине и Аравии. Турки поспешно строили стратегическую ж.д линию через всю Палестину в Египет, но им так и не суждено было ею воспользоваться. В Иордании и Сирии вам расскажут много "баек" о Великой Арабской революции против турков. В Аммане есть даже музей, который так и называется "Музей Арабской революции". Но вместе с тем, арабы сильно преувеличивают значимость своего восстания против Османской империи. Выдавая желаемое за действительное, они фактически представляют историю таким образом, что только лишь восстание разрозненных племен Аравии привело к поражению Австро-Венгеро-Германско-Турецкой коалиции во Первой Мировой войне, и чуть не исключительно арабам обязаны французы, британцы и русские своей победой.
Хиджазская линия на территории современного Израиля
После поражения турков, Палестина к 1917 году попала под власть британцев. И теперь уже британцы с утроенной энергией продолжили строительство железных дорог. К началу арабо-израильских войн в 1948 году, англичане успели завершить масштабный проект. Они достроили ж.д линию до самого Каира, и таким образом, по сути, выполнили замысел турков соединить Стамбул и Каир. По большому счету, именно на базе британо-турецких линий возникли
Очень немногое сохранилось с турецкой эпохи, но старые здания бережно реставрируют, а некоторые - строят заново по старым чертежам.
Памятник упомянутому выше британскому генералу Алленби, взявшего Беер-Шеву в 1917 году -
Британское военное кладбище, где покоятся более тысячи солдат, погибших в битве за Беер-Шеву в 1917. Обратите внимание, в каком идеальном состоянии кладбище и могилы на нем. Между тем, прошло уже 100 лет с тех времен -
А вы в курсе, что в Беер-Шеве расположен шикарнейший музей авиации?
Александр Лапшин
© 2017, Рахман Шмуэль Романович 2390