СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель начальных классов – профессия особая.
«Настоящий учитель не тот, кто учит,
а тот, у кого дети учатся».
А. М. Кашпировский
Учитель начальных классов – профессия особая. Очень уж большие задачи стоят перед учителем. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам.
Кто же может стать Учителем? Да тот, у которого основой педагогического мастерства являются Любовь и Талант!
Наша страна всегда гордилась своими педагогами. К. Ушинский, И. Сикорский, П. Каптерев, В. Вахтеров, И. Яковлев, И. Ильин, А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Соловейчик, Ш. Амонашвили …- гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности.
Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Меняется политика в области образования. Меняется и роль учителя. Современные темпы развития науки, техники, общественной жизни не оставляют школу в стороне от введения инновационных методов и форм. Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна глобальная задача – научить своих учеников адаптироваться в жизни.
Если задуматься, то что можно сказать о нашей профессии: нет другой такой гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, которая является фундаментом всех профессий в мире. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Учитель - это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего, перед учениками. А учитель начальных классов играет ответственную роль в формировании мировоззрения каждого своего ученика.
Образ первого учителя остаётся в сердцах каждого и сопровождает его всю жизнь. Дети, приходя в школу, обретают нового старшего друга, заботливого, неравнодушного, который всегда готов помочь в трудную минуту и поддержать в нужное время. Я хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, пришедшего в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Порой он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Своей энергией он заряжает детские сердца.
Учитель… Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, этой работы. Безграничная любовь к детям, доброжелательность, чуткость, внимательность, умение верно оценивать педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант делает труд учителя необходимой профессией. Учитель формирует человека, в руках которого будущее страны.
Вспоминаются слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь».
Для меня профессия учителя всегда была уважаемой и почетной. С большой благодарностью я вспоминаю свою первую учительницу. Это интересный, умный человек, с которым всегда можно поговорить на любую тему, спросить совета. С уважением вспоминаю всех учителей нашей школы и понимаю, что быть учителем непросто, сколько труда и терпения нужно было им, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые стремящиеся к своей цели молодые люди.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» (Л.Н.Толстой).
Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И какими будут эти вспоминания - добрыми, светлыми или тягостными - зависит от учителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны.
Он и учитель, и воспитатель, и наставник, и помощник, и защитник, и вдохновитель, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью.
Чтобы работать с детьми, нужно быть самому интересным, быть на высоте. Чтобы, увидев тебя, общаясь с тобой дети могли радоваться этому общению, гордиться своим наставником.
Работая учителем начальных классов, всегда главным принципом своей деятельности считайте построение демократических отношений между учителями и учениками, своим классом, старшими и младшими школьниками. Только в доброжелательной атмосфере может полностью реализовать свой потенциал талантливый педагог и раскрыться любой, даже самый слабый ученик.
Я перечислю несколько доминирующих, на мой взгляд, составляющих профессии педагога начального звена.
Начну с ЖЕЛАНИЯ работать. По мнению Симона Соловейчика, наши желания являются составляющими счастья. Учителю просто необходимо получать духовное удовлетворение от общения с детьми, находить в нём радость.
Надо обладать способностью НЕ ТЕРЯТЬСЯ в «экстремальных» ситуациях. Ведь с детьми каждый день, как у «подножия вулкана».
Не стоит забывать и об умении РЕШАТЬ общественные задачи.
Учитель – человек, который у всех на виду, с активной гражданской позицией.
«…Ни один ветер не будет попутным кораблю, если капитан не знает, куда плыть!» – гласит одна из заповедей успешной деятельности. Педагог – это капитан, который чётко СТАВИТ перед собой ЦЕЛЬ и ЗНАЕТ, КАК её ДОСТИЧЬ.
Учителю необходимо ПОМОЧЬ каждому РЕБЁНКУ раскрыться, идти вместе по пути, на котором не только новые знания, но и на котором он, ученик, будет «открывать» самого себя, поймёт и осознает свою роль и место в окружающем мире, научится ставить и достигать личные цели.
Мария Монтессори говорила: «Чем раньше мы начнём воспитывать в детях стремление самим добиваться поставленных задач, тем скорее создадим сильных, и, следовательно, самостоятельных и свободных людей». А может ли воспитать свободного человека тот, кто сам не является таковым? Конечно же, нет!
Существует мнение, и я его полностью разделяю, о том, что на самом деле очень мало свободных людей, а ещё меньше, мечтающих о свободе. Ведь довольно трудно жить так, чтобы ты ВСЁ делал ПО СВОЕЙ ВОЛЕ, не взирая на возникающие время от времени трудности, проблемы, свойственную человеку лень, в чём-то вынужденное подчинение людям, окружающим тебя по жизни. Очевидно: ПЕДАГОГ и СВОБОДА неразделимы.
А если ещё вспомнить о том, что до двенадцати лет создаются ресурсы, которыми человек может пользоваться в своей дальнейшей жизни, и возраст этот приходится именно на начальные классы, то получается, что он, «педагог детства», совершает «величайшую пользу, которую можно извлечь из жизни, -потратить её на дело, которое переживёт его самого» (Уильям Джеймс). Оно переживёт нас в наших детях, наших учениках!
Не забуду упомянуть ОБОЯНИЕ – сплав духовности, привлекательности и вкуса. «Богат душой», – говорили раньше. Мне кажется, это относится именно к учителю, он просто не может быть иным. И давайте не будем забывать о том, что дети учатся у того, кого они любят.
Ребята понимают и ощущают намного больше, чем кажется порой нам, взрослым. ЧЕСТНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ в общении обязательны. Ученики дают определённый «кредит доверия», тянутся к чистым отношениям.
Педагог начального звена - просто учитель – «УНИВЕРСАЛ»! Он и математик, и филолог, и литератор, и историк…
Наверняка, каждому приходилось замечать, что порой случайно услышанная фраза оставляет отпечаток на сердце. А быть может мы сами выбираем только нужные для себя фразы?! Так вот, находясь на научной конференции, кстати, участие в которых является неотъемлемой частью данной специальности, один из преподавателей в беседе сказал: «Учитель и учитель начального звена в особенности – это не та профессия, которая приносит доход, материальные блага. И это даже не профессия – это МИССИЯ, то есть предназначение к важному, ответственному, значительному».
Выбирая учебное заведение, я и не придавала значения тому, где буду учиться. Знала, что получу в педколледже хорошее качественное образование, а там будет видно. Осознание всей важности и ответственности выбранного дела пришло намного позже, после обучения первого семестра. Да, недаром я любила играть в учителей в раннем возрасте.
В стенах колледжа я научусь писать конспекты, выйду на первые уроки, и буду самостоятельно справляться с целым коллективом мальчишек и девчонок в школе. Я горжусь тем, что учусь в одном из лучших учебных заведений. Считаю, что колледж даст мне успешный педагогический старт в профессию. Хочу сказать, что ни разу не пожалела о своем выборе, в колледже раскроют мне особенности профессии учителя начальных классов, тонкости и премудрости работы с детьми.
Но учителем может быть не каждый. Учитель - это дар природы, талант. Поэтому кроме знаний, полученных в стенах учебных заведений, нужно еще стремление любить детей и быть любимыми, что у меня хорошо получается. Учителя должны быть примером для подражания. «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий его – самая благородная, самая трудная и самая важная» – сказал Доктор Арт – Онг Джумсаи – член парламента Таиланда, ученый НАСА, директор Института Сатья Саи – образования в Таиланде. Действительно, в жизни всех великих людей присутствовал образ учителя, именно от учителя тянется нить в прошлое и простирается дорога в будущее.
Учитель… Как хорошо, что непрерывна эта нить, она становится крепче и крепче, потому что учительское призвание взращивается на почве единения любви к детям, опыта и современной педагогической науки.
Кто из Вас может возразить, оспорить выше сказанное? Мне верится в то, что я не оставил ни малейшего следа сомнений, если таковые были, в отношении учительства. И хочется сказать слова, рвущиеся из глубины сердца:
«ГОРЖУСЬ ПРОФЕССИЕЙ СВОЕЙ!
О, СКОЛЬКО СМЫСЛА В ЭТОМ СЛОГЕ.
ГОРЖУСЬ, ЗА ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ!
ЖЕЛАНИЙ-СЧАСТЬЯ – МНОГО, МНОГО…»
© 2020, Токарева Екатерина Андреевна 1283