СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Буллинг в школе
Мифы о буллинге.
1. Насилие в школе – явление новое, в советское время его не было.
Реальность: буллинг существовал и раньше, можно лишь говорить о частоте и жестокости его проявления (вспомните фильм «Чучело»).
2. Буллинг появляется только в классах у слабых учителей.
Реальность: у любого учителя и в любой школе могут появиться факты травли.
3. Буллинг невозможен в гимназиях, лицеях, т.е. в так называемых «элитных» школах.
Реальность: случаи буллинга фиксировались в школах всех типов. Высокий уровень образования или материального достатка родителей не являются гарантией отсутствия травли.
4. Буллинг – это редкость.
Реальность: 16% девочек и 17,5% мальчиков в развитых странах мира 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга. В России более 40% учеников сами участвуют в травле, участие может быть активным или пассивным.
5. Серьёзную опасность представляет только физическое насилие.
Реальность: психологическое насилие, длительный бойкот чаще является причиной суицида детей, нежели физическое.
Рядовой конфликт или буллинг?
При анализе конфликтной ситуации следует обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о том, что имеет место не просто рядовой ситуативный конфликт, а преднамеренная травля:
● неравенство сил; одна из них заведомо сильнее, слабый участник в силу разных причин не может дать отпор;
● конфликт носит длительный, затяжной характер, вражда постоянная, используется любой повод для нападения, унижения;
● нападения носят преднамеренный характер.
В случае рядового конфликта дети могут быстро помириться. При буллинге участники не играют вместе, избегают любой возможности оказаться в одной группе для совместных действий;
При обычном конфликте оба участника испытывают дискомфорт.
При травле отмечается бурная эмоциональная реакция жертвы, а нападающий испытывает удовольствие от происходящего.
Наиболее опасны ситуации, когда оба участника буллинга скрывают конфликт, переносят «поле битвы» за пределы класса или школы, ведут себя тихо, жертвы - скрывая свой «позор», а агрессоры не стремятся демонстрировать свои победы, что затрудняет выявление взрослыми существующих у детей проблем.
Непрямая агрессия
Проявляется в явном игнорировании ребёнка, дети избегают общаться с ним, дружить с таким ребёнком -тоже стать изгоем. Прямая агрессия заметна, косвенная опасна тем, что внешне все как-будто спокойно, велик соблазн ничего не замечать. Такая «спасительная» позиция зачастую характерна, к сожалению, и для родителей.
Возможные виды помощи при проявлении буллинга
Учитывая особенности поведения тех, кто подвергается травле – замалчивание, страх ухудшить ситуацию, недоверие взрослым – нужно дать возможность детям анонимно пожаловаться на то, что с ними происходит. Это может быть «почтовый ящик доверия» по аналогии с телефоном доверия. Важно не оставлять жалобы без внимания, оперативно реагировать на них.
Жертвами буллинга чаще всего становятся дети застенчивые, робкие, с низкой самооценкой. Важно помочь такому ребёнку найти ту область деятельности, где он будет успешен, В этом могут помочь педагоги дополнительного образования, руководители кружков, секций. Нельзя сбрасывать со счетов и роль родителей.
С первых дней знакомства классного руководителя с классом, если есть подозрение на возможность проявления буллинга по отношению к кому-либо из детей, педагог должен чётко обозначить свою позицию и проявить последовательность в противодействии травле.
Если предпринимаемых педагогами мер недостаточно, следует обратиться к родителям «агрессоров». Для того, чтобы диалог с этой категорией родителей был конструктивным, следует соблюдать неукоснительно следующие правила:
- отказаться в описании поведения детей слова «агрессор»; подчеркнуть возможность того, что дети не осознают всех последствий своего поведения;
- дать возможность родителям осознать свою долю ответственности за поведение детей;
- при необходимости предложить родителям помощь специалистов в решении обозначенной проблемы;
- подчеркнуть, что взрослые озабочены не применением репрессивных мер по отношению к их детям, а желанием помочь подросткам осознать такое поведение как проблему и справиться с ней.
Эффективным может быть и привлечение администрации образовательного учреждения, а также совета по профилактике правонарушений.
Серьёзной социальной проблемой в последние годы стал ещё и кибербуллинг – травля в социальных сетях. На классных часах и специально организованных занятиях следует проводить профилактику опасных контактов в интернете. Подростки в силу неопытности могут размещать в соцсетях слишком откровенную информацию о себе. Педагоги и психолог может помочь подросткам осознать ценность личных границ и рисков их нарушения.
Педагоги и психолог должны дать понять детям, что они имеют право на самозащиту, в том числе и с помощью взрослых.
© 2019, Проскурякова Елена Евгеньевна 603