СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Доброе утро, коллеги,
Меня попросили показать один из уроков, разработанных по ФГОС. Он есть в моих файлах, но искать долго, поэтому выкладываю в блогах
Методическая разработка
Альбицкая Нина Ефимовна, учитель биологии ГБОУ «гимназия №201»
(до урока учащихся рекомендуется разделить на 5 групп, по любому принципу)
План - конспект урока в 5 классе
Тема урока: Основное - как организованно и устроено живое.
Тип урока: комбинированный
Цель: Закрепление и расширение знаний учащихся по темам «Введение» и «Клетка»
Задачи:
- закрепить и расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности растительной и животной клетках; средах обитания живых организмах; методах изучения биологии; отличительных особенностях живой и неживой природы;
- формировать умение отличать животную и растительную клетку, фазы деления клеток;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, воспитывать стремление сотрудничать в процессе совместной работы, любовь к природе.
Формирование УУД:
Личностные: формируются навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам
Регулятивные: учатся работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы;
получают возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками.
Познавательные: получают возможность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать. Проводить наблюдение и эксперимент.
Коммуникативные:
- приобретают навыки работы в группе, используя в общении правила вежливости;
- получают возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; - имеют возможность применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Организационный момент |
Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке вы получите возможность не только обогатиться знаниями, но и пообщаться друг с другом, проявить свои способности. У вас на столах есть мягкий пластилин, цветная бумага с ножницами, фломастеры и ручки, а также листы А.4., желтый лист с таблицей для рефлексии, ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК из бумаги) На уроке вы будете работать в группах, жестами поприветствуйте друг -друга и пожелайте удачи. Я надеюсь на вашу активность и сотрудничество. |
Сидят по командам за пятью изолированными столами так, чтобы было удобно для совместной деятельности Дети приветствуют друг - друга в команде и желают удачи |
Умение слушать. Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии |
2. Создание проблемной ситуации учителем и формулирования проблемы учениками |
Тема нашего урока Основное - как организованно и устроено живое. А эпиграф к теме я подобрала такой «Ключом ко всякой науки является вопросительный знак» Оноре Де Бальзак Презентация: слайд №1 Предлагаю вам, пообщавшись, в 2-3 предложениях сказать, о чем пойдет речь, и насколько обоснован предложенный эпиграф к уроку? Может кто-то предложит свой? Выслушать ответы. МОЛОДЦЫ Презентация: слайд №2 В 1665 году, Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил, что она состоит из ячеек. - Что обнаружил Р. Гук? - Как он назвал эти ячейки? - Предложите объяснение Появление ячеек в пробке Дерева? ОТЛИЧНО |
Учащиеся обсуждают вопросы учителя и выдвигают свои предположения, аргументируя их (по необходимости записывают их) Представители от команд высказывают совместное решение Учащиеся обсуждают вопрос, записывают ответ и сдают учителю. Второй представитель от команды отвечает на поставленные вопросы |
Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владение речью. Сотрудничество в группах, умение договариваться находить общее решение Формировать и обнаруживать свои проблемы и находить способы их решения. |
3. Актуализация знаний |
С тех пор прошло немало лет и даже для пятиклассника не секрет, что в основе строения живых организмов лежит клетка. Следовательно, |
Ученики, взвесив свои знания, продолжают мысль учителя (нужно повторить, изучить, закрепить, обобщить, вспомнить и т.д.) |
Умение слушать собеседника и продолжать мысль другого человека, умение - формирование ответственного и осознанного отношения к учению - формулировать цель и задачи урока. |
4. Поиск решений и выдвижение гипотез решения проблемы |
Ребята, перед вами лежит текст, прошу внимательно прочитать его, затем: - определить, о какой клетке идет речь; - с помощью имеющихся средств создать модель этой клетки; - используя слова КЛЕТКА –ЗАМЕТКА, ВАКУОЛЬ – ИЗВОЛЬ. Составить мини –стихотворение, вложив в него биологический смысл, и не сделав биологических ошибок. Фиксирует и анализирует работу в командах, выясняет, есть ли лидеры и те, кто безынициативен и малоактивен и т.д. ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ |
Ребята работают в группах по поиску решений предложенного учителем задания; составляют алгоритм качественного и быстрого выполнения, при необходимости делятся на мини-группы, для параллельной работы. По мере выполнения предложенного задания, учащиеся представляют свои работы и свое творчество |
- Умение составлять алгоритм совместных действий; - работа с информацией и выбор необходимого материала, - умение применения метода моделирования - сотрудничество в группах, взаимно контроль своих действия, - умение договариваться и находить общее решение проблемы. - умение слушать, анализировать и давать адекватную оценку своей работе и работе одноклассников. |
5. Решение проблемы индивидуально, или работая в команде. |
Все вы смотрели передачу самый умный, а если отнести это к группе, то можно подкорректировать и получится …. ВОПРОС – ОТВЕТ (приложение 1) Учитель поочередно задает вопросы командам, отвечает любой ученик из команды (вопросы задаются быстро, с 5 секундной задержкой для ответа, принимается только первый ответ, если он неверный, то ответ говорит учитель) ОТЛИЧНО |
Учащиеся слушают и продолжают мысль учителя (самые умные, самые эрудированные, команда +, классная команда, самые внимательные, самые сплоченные и т.д.) |
Умение слушать собеседника и продолжать мысль другого человека; Взаимно контроль своих действия, Волевая саморегуляция, Способность к мобилизации сил и энергии Способность взять на себя инициативу и ответственность |
6. Применение знаний учениками в стандартных и нестандартных ситуациях |
Давайте представим, что вашу группу пригласили на телепередачу для участия в программе «Кто хочет стать миллионером». Вы бы согласились? Давайте попробуем. Вопросы задаются командам по очереди, после обсуждения 15 секунд команда дает ответ Презентация: слайд №3-18 (один правильный ответ) Презентация: слайд № 19 (после обсуждения команда записывает ответ на листочках и отдает учителю) |
Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии. Способность взять на себя инициативу и ответственность. Умение договариваться и находить общее решение задания. Сотрудничество в группах. |
|
7. Домашнее задание |
Подумайте, чем отличается растительная и животная клетка от бактериальной? Ответ предложите в виде кластера. |
- Умение работать с информацией, интернет ресурсами и преобразовывать информацию в кластер. |
|
7. Рефлексия |
Наш урок подошел к концу, Возьмите таблицу (желтый лист) из последнего файла листок с таблицей, отметьте знаком «+» то, что у вас вызвало трудности и то, что удалось лучше всего. У нас на уроке сегодня были внештатные корреспонденты журнала «Основа» (заранее предложить 2-3 учащимся выполнить эту роль) Им очень интересно ваше мнение о своей работе на уроке и работе ваших одноклассников. Им слово. - Что вам запомнилось больше всего? - Какой вопрос или какая деятельность были наиболее интересными? - Подумайте и примите решение, какая из команд проявила себя в большей степени и в каких заданиях? _Вручите этой команде свой ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК. Наш урок подошел к концу, благодарю вас за плодотворную работу и сотрудничество. Урок закончен. |
Заполняют таблицу Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы корреспондентов. |
Умение слушать, анализировать и давать адекватную оценку своей работе и работе одноклассников |
Приложение 2
Лучшие, на мой взгляд, работы детей
Вот растительная клетка И возьми ты на заметку: В ней есть, в центре, вакуоль, Уж запомнить ты изволь, Есть пластиды, стенка есть. Ей не нужно пищу есть, Фотосинтез помогает. Стенка клетку сберегает, Но подвижность прекращает. |