СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
11 мая 1890 года Антон Павлович Чехов, путешествуя на Сахалин, преодолевал последние европейские вёрсты своего маршрута на пути в Сибирь
11 мая 1890 года Антон Павлович Чехов, путешествуя на Сахалин, преодолевал последние европейские вёрсты своего маршрута.
Пароходная жизнь: от Нижнего до Перми
После недолгого пребывания в Нижнем Новгороде Чехов продолжил свое путешествие на пароходе "Александр Невский" пароходного общества "По Волге, 1843 года" — одного из крупнейших речных перевозчиков Российской империи. Этот пароход, построенный на Сормовском заводе, имел две палубы, мощную паровую машину и считался одним из комфортабельных судов своего времени.
Путь от Нижнего Новгорода до Перми занимал несколько дней — сначала по Волге, затем по другой великой реке — Каме. «От Ярославля до Перми три дня плыл по Волге и Каме», — сообщал Антон Павлович в письме родным. Многопалубные речные пароходы — целые плавучие миры со своей иерархией, бытом и распорядком. Пассажиров первого класса размещали в просторных каютах с отдельными салонами и книжными шкафами. Для второго класса, которым обычно путешествовал Чехов, предусматривались не роскошные, но вполне комфортные каюты. Пассажиры третьего класса и палубные путешественники размещались в общих помещениях или, как и подразумевает название, прямо на палубе.
Речное путешествие открывало перед писателем широкую панораму русской жизни: купцы, направлявшиеся по торговым делам, чиновники, инженеры, конвоируемые арестанты — и переселенцы.
О последних стоит сказать подробнее. Путешествуя по Волге и Каме весной 1890 года, Чехов наблюдал характерную для того времени картину — массовое переселение крестьян в Сибирь. Этот процесс, «запущенный» в 1861 году после отмены крепостного права, приобрел в 1880-е годы масштабный характер. Правительство поощряло заселение малоосвоенных сибирских земель, предоставляя переселенцам ссуды и налоговые льготы.
В очерке "Из Сибири" Чехов оставил пронзительное описание встреченного им на пароходе переселенца:
"Помнится мне мужик лет сорока с русой бородой; он сидит на скамье на пароходе; у ног его мешки с домашним скарбом, на мешках лежат дети в лапотках и жмутся от холодного, резкого ветра, дующего с пустынного берега Камы. Лицо его выражает: «Я уже смирился». В глазах ирония, но эта ирония устремлена вовнутрь, на свою душу, на всю прошедшую жизнь, которая так жестоко обманула".
Попутчик Чехова на пароходе, некий рыжий мужичонка, усиливает впечатление от этой картины своим комментарием: "Будет хуже!" — говорит он переселенцу. В этой скупой детали, воспроизведенной Чеховым, — надежда на лучшую долю и суровая реальность, которая ждет этих людей в неизведанных сибирских просторах.
Весна 1890 года выдалась холодной (как и сейчас, через 135 лет). В письмах Чехов постоянно упоминает о неблагоприятных погодных условиях. "Берега Камы голые, ветер резкий, пронизывающий", — пишет он в очерке "Из Сибири". В майские дни на реке еще встречались льдины, а по ночам температура опускалась до заморозков. Во время плавания по Волге и Каме пароход делал остановки в прибрежных городах и крупных селах. Через Казань, Лаишево, Чистополь, Елабугу вел путь Чехова.
Выделяется описание Казани в одном из писем. Чехов отмечает контрасты этого города, где татарские мечети соседствуют с православными церквями, а европейская архитектура центральных улиц сменяется восточным колоритом татарских слобод. "Азия заглядывает в Россию", — замечает писатель. По свидетельству современников, во время плавания Чехов уже работал как писатель. Он общался с пассажирами разных сословий, записывал их рассказы, делал заметки. Как врач — несколько раз оказывал медицинскую помощь заболевшим спутникам. Что тоже располагало к откровенным беседам.
Источник: https://godliteratury.ru/articles/2025/05/12/chehov-ot-moskvy-do-sahalina-chast-ii-volga-kama-ural-tiumen
© 2025, Беленко-Линёва Марина Петровна 71