СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С проблемным поведением сталкивался любой учитель. Иногда сложность заключается лишь в том, что из-за этого ученик пропускает часть материала. Но иногда все серьезнее — он мешает или даже вредит окружающим. О том, как действовать педагогам, рассказывает практикующий психолог и заместитель директора Центра «Юридическая клиника» Ирина Корецкая.
Как проявляется проблемное поведение
Это любые действия, которые мешают образовательному процессу, угрожают другим или выходят за рамки моральных, этических и юридических норм.
Причины
Со стороны ученика
Чтобы лучше понимать детей, а значит и причины проблемного поведения, очень важно проводить обратную связь: уточнять, что было интересно, полезно, что вызвало затруднения.
Со стороны учителя
Стратегии работы с проблемным поведением
Проанализируйте ситуацию и определите, действительно ли поведение школьника — проблемное.
У каждого педагога своя оценка такого поведения. Если для одного то, что ученик несколько минут смотри в окно, — нормально, для другого — недопустимо. И если один учитель подумает, что его урок скучный, другой — что ребенок просто не выспался.
Действуйте рационально.
Если ученик мешает вам и одноклассникам, часто первое, что хочется сделать, — крикнуть на него. Лучше для начала разобраться, что с ним происходит, почему он ведет себя так. Кроме того, нужно помнить, что в школьном возрасте лобные доли мозга, которые отвечают за регуляцию произвольного поведения, еще не до конца созревают, поэтому иногда детям сложно собой управлять.
Не обвиняйте ребенка, а сначала подумайте о его мотивации: хочет ли он привлечь внимание, или ему скучно, или он вообще считает, что школа бессмысленна. Отсюда можно предположить, какого результата он хочет добиться своим поведением.
Объективность исчезает, когда учитель характеризует не поведение ученика, а его личность. Поэтому нельзя говорить «хулиган», «невоспитанный», «неуправляемый» и т. п.
Это тоже вырывает конкретную ситуацию из реальности.
Будьте последовательны.
Применяйте для одних и тех же нарушений дисциплины одинаковые санкции. Например, нельзя реагировать одним образом, когда Петя запустил самолетик, и другим, когда это сделала любимица Маша.
Заручитесь поддержкой школьного психолога и родителей ученика.
Педагог не должен оставаться один на один с проблемным поведением ребенка, особенно, если оно выражается в воровстве или в агрессии. Взаимодействие с психологом и родителями позволит выявить глубинные проблемы. Может быть, в семье ребенка принято разговаривать на повышенных тонах, обижать других и делать язвительные замечания.
К сожалению, часто ругательные слова, которые ученики произносят в школе, являются нормой речи в их семьях. Можно попытаться обратить на это внимание родителей. Хорошо, когда они это понимают, но есть и такие, которые не переучиваются. Тогда надо попытаться показать ребенку, что можно разговаривать без использования грубой речи.
Что делать в моменте
Например, для начала можно взглядом показать, что происходящее недопустимо. Или встать рядом с человеком, который мешает. Еще некоторые учителя замолкают и поднимают руку вверх, чтобы обратить внимание.
Чтобы не отвлекать остальных от урока, говорите кратко и максимально сдержанно.
Их всего два:
Источник: https://pedsovet.org
© 2024, Беленко-Линёва Марина Петровна 196