СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мини статья «Что необходимо ребенку с нарушением слуха устная речь или жестовый язык?»
Я на самом деле за разумный и индивидуальный подход к ребенку с нарушенным слухом.
Совсем исключить жестовый язык невозможно, но там, где возможно усвоение устной речи, то нужно использовать все силы и ресурсы на развитие устной речи.
За несколько лет моей работы в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха, я видела разных детей с разными возможностями, воспитывающихся в разных условиях и в разной среде. Для кого-то жестовый язык был необходим, а для кого-то нет.
Итак, кого из детей стоит обучать жестовому языку, а для кого нужна только устная речь?
1. Если ребенок слухопротезирован в раннем возрасте и с раннего детства успешно проходит педагогическую реабилитацию, то жестовый язык может ему не пригодиться.
2.Если ребенок слухопротезитрован или имплантирован только перед поступлением в школу и до этого времени так и не заговорил, то жестовый язык может пригодиться ребенку, как альтернатива в случае безуспешного овладения речью.
3. Если причина нарушения слуха, не повреждение слухового нерва, а повреждение слухового центра в коре головного мозга. Такие случаи встречаются очень редко, но к сожалению, они есть. При такой патологии не поможет ни ИСА (индивидуальный слуховой аппарат), ни КИ (кохлеарный имплант). Единственным средством нормальной коммуникаций такого ребенка с окружающими людьми остается жестовый язык.
4. Если к переходу в средние и старшие классы ребенок так и не научился общаться устной речью, то просто необходимо научить его жестовому языку.
Общаясь со многими взрослыми, которые имеют нарушения слуха (глухие и слабослышащими), я не раз слышала ā такой проблеме: с принятием чисто устного метода обучения из школ выпустилось целое поколение ребят, которое не смогли влиться в общество слышащих, обычных, нормальных людей. И вдобавок к этому, хотела бы отметить что выпускники коррекционных школ перестают пользоваться устной речью, теряют навыки пользования устной речью, т.к. не с кем им общаться если выросли в семье глухих и где их основной язык – жестовый.
Есть ребята, которые по некоторым причинам не овладели устной речью и вместе с тем, не зная жестового языка оказываются оторванными от общества глухих. То есть потерянными между двумя мирами, не могут влиться в общество слышащих или в общество глухих. Я сама видела и общалась с такими, которые остались на уровне бытовой коммуникации, не владеют устной речью и не знают жестового языка. Какой их будет дальнейшая жизнь?
Еще раз скажу и подчеркну, что жестовый язык для глухих – вспомогательное средство в процессе обучения школьной программы, но и еще способ общения с другими, которые имеют такие же нарушения слуха.
Я бы хотела привести пример с одного ребенка. Она была слухопротезирована до поступления в школу, не было связанной речи, издавала простые слоги (копировала артикуляцию говорящего, не понимая смысл и значение слова), не знала жестовый язык. Словарного запаса у неё не было, на уроках и на занятиях сидела со скучающим видом, но писала красиво и рисовала.
Мы взаимодействовали с другими специалистами, которые занимались с ней. Первым шагом был для нас научить ее общаться на жестовом языке, мы показывали слово + жест и обозначали место\предмет.
Например, слово «вода» + жест «вода» + показывали стакан воды или кулер с водой.
Потом мы просили перевести слово, которое она показала жестом. Она дактилировала слово совместно с устной речью, которое показывала жестами. Но в ходе обучения жестовым языком, мы все учили с ней словарные слова, грубо говоря начинали всё с нуля. Она как будто преобразилась, каждый предмет или действие, просила показать, как это будет на жестовом языке, потом учила слово и дактилировала. За 2 года обучения она показала положительную динамику развития, появилась мотивация к учебе. Ей стал очень интересен мир, в котором она может всё понять на жестовом языке, а потом на устной речи.
Итог этой практики, она быстро овладела устной речью, стала понимать смысл прочтенного (благодаря человеку который с ней занимается на протяжении всей школьной программы), имеет неплохой словарный запас слов. Может назвать поименно всех домочадцев и специалистов, понимает заданный вопрос или задание, самостоятельно выполняет домашние задания. А до этого она оставалась в школе на второй год в первом классе и при этом базовый уровень знаний был нулевой, за исключением прописей и математики(примеры).
Буду рада услышать ваше мнение по поводу этой темы.
© 2021, Шеметова Мария Дмитриевна 406