СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтобы ничего не забыть и не напоминать на сто раз.
Стикеры с задачами
Начну с этой простой вещи, которая кажется избитой и очевидной, но на самом деле замечательно отражает саму суть
Так вот, стикеры с задачами — просто гениальная вещь при умелом использовании. Перечень или список задач — жёсткая, непластичная вещь. Написав перечень задач в блокноте или на доске, уже сложно поменять задачи местами, дописать что-то, разбить какую-то из задач на части, убрать потерявшие актуальность.
Но стоит переписать задачи на клейкие стикеры — и всё приходит в движение! Например, их можно сначала наделать сколько угодно, а потом подумать, в каком порядке их выполнять — и без проблем переклеить. Или часть отложить на будущее. Или переклеить в перечень дел другому человеку. Красота!
Стикеры можно использовать не только на доске, но и в папке или даже в блокноте.
SCRUM-доска
Это командная рубка всей системы, тут наглядно видны все текущие задачи и задачи на ближайшее будущее. В нашем случае доска на холодильнике — это стратегический узел домашней логистики на входе в кухню: хочешь не хочешь, а сталкиваешься с ней десятки раз в день.
SCRUM-доска состоит из колонок, стикеры с задачами продвигаются по ним по мере приближения к состоянию «сделано». Прелесть этих простых действий с переклеиванием стикеров туда-сюда заключается в том, что в повседневных заботах можно оставить в поле зрения только те дела, на которых нужно сфокусироваться, не забивая голову тем, что ещё только предстоит или тем, что уже сделано.
Вот как устроены колонки:
«Бэклог»
Сюда попадают задачи с пока неопределённым сроком выполнения, вроде «надо не забыть когда-то потом при случае сделать». В общем, они на виду, и когда придёт их черёд — про них не забудут.
Например, пришла вам идея, что неплохо бы как-нибудь в выходные сходить в зоопарк. Но, как всегда, когда эти самые выходные наступят, это как-то забудется, и пройдут выходные буднично и бездарно… А вечером воскресенья — бац! Точно, в зоопарк же хотели! Вот если в бэклог писать все идеи на выходные, то прямо вечером пятницы будет просто спланировать выходные.
«Надо»
Это уже не просто идеи, а конкретные задачи, которые нужно сделать на этой неделе. Они туда попадают и из бэклога, и напрямую (например, в школе что-то задали). Часть стикеров тут появляется вечером воскресенья, а часть добавляются в течение недели.
«Делать»
Это задачи на день. Часть задач здесь оказывается вечером накануне, из колонки «надо» или напрямую. Собственно, вечер — это единственное время, когда я вижу Никиту в будни, утром он уезжает в школу намного раньше меня. А часть оперативных задач сюда поступает от Юли (моей жены), это хозяйственные дела по дому, помощь с Алисой (нашей младшей) и всё в этом духе.
«Проверка»
Промежуточная колонка, куда Никита перемещает сделанные (по его мнению) дела. Оттуда они попадают (или не попадают) в «Готово» или в течение дня, после проверки мной или Юлей, или только вечером, когда мы с ним делаем обзор дня.
«Готово»
Сюда задачи попадают из «Проверки», но не всегда. Дело в том, что наше с Никитой мнение относительно «сделанности» дел иногда очень сильно расходится. Например, он считает, что прибрался на кухне, а я вижу оставшуюся на плите грязную сковороду и крошки на столе, и стикер возвращается в «Делать».
Лайфхак: вместо стикеров для стандартных повторяющихся задач (вынести мусор, купить воду и прочее) удобно использовать магнитные стикеры.
Ежедневное и еженедельное планирование
Как известно, в квартире вещи могут быть всегда на местах, только если этот порядок постоянно поддерживается — все кладут вещи на место, а не оставляют, где придётся. Точно так же и в организации дел: SCRUM-доска не только должна быть на виду, с ней нужно работать с установленной регулярностью и по чётким правилам. Иначе рано или поздно какие-то задачи окажутся не записанными, какие-то стикеры — не переклеенными, а контроль над состоянием дел утрачен. В общем, её постигнет судьба моих многочисленных блокнотов и ежедневников.
У нас две обязательные процедуры: ежедневный обзор дел и еженедельный обзор.
Обязательные правила
Есть несколько обязательных правил, о которых мы поэтапно договорились с Никитой, чтобы всё это работало. Их немного, часть из них, как мне кажется, универсальны, а часть нужны именно исходя из нашей жизненной ситуации, уклада.
1. Любая задача сразу фиксируется на стикере
Вы сами, наверное, знаете, сколько раз ребёнку нужно сказать «убери вещи в шкаф», чтобы вещи в конце концов там оказались. Одна из целей обучения управлению делами — чтобы человек был сам в состоянии удерживать свои задачи под контролем.
В практическом плане это правило введено для того, чтобы дела Никиты не нужно было отслеживать и напоминать. Иначе зачастую проще сделать что-то самому, чем пять раз напоминать (ведь у ребёнка всегда найдётся какое-то текущее дело поинтереснее) и постоянно следить, выполнено или нет.
Если Никита получает какое-то задание (а это далеко не всегда происходит на планировании), оно сразу же пишется на доску (в «Бэклог», «Надо» или «Делать — смотря что за дело).
Исключение — только дела, которые нужно «всё бросить и сделать» прямо сейчас, вроде «быстро разобрать сумки из магазина». Ну и ещё есть дела, которые выполнить быстрее, чем написать, например, «убрать обувь с прохода на полочку».
2. Есть перечень постоянных обязанностей, которые Никита контролирует сам каждый день
Этих задач не так много, но перечень, конечно же, расширяется со временем. Сейчас это утренний разбор посудомоечной машины, покупка питьевой бутилированной воды, вынос мусора.
А ещё обязательно нужно после школы выполнять хотя бы три хозяйственных поручения, полученных от Юли (я в это время на работе). То есть, придя домой, Никита должен сам в инициативном порядке спросить, что ему нужно сделать, чем помочь, записать это на стикеры и взять в работу.
3. Видео и компьютер — после всех остальных дел
Ну тут всё просто: у Никиты есть ежедневный лимит по времени, которое он может пользоваться компьютером и планшетом. Это дело даже вынесено на отдельный стикер и стоит в «надо» каждый день, но в самом конце перечня дел.
Наша общая цель — чтобы на это дело тоже хватало времени, и мы в этом заинтересованы не меньше его. Наша позиция: «Никита, от жизни нужно получать удовольствие, тебе нравится играть в компьютерные игры — давай стараться, чтобы у тебя на это хватало времени!»
© 2019, Грудачева Марина Сергеевна 481