СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Буллингом в психологии называют
целенаправленное регулярное агрессивное поведение
в условиях заведомо неравного положения участников этого процесса.
Последствия буллинга могут быть разрушительными – поэтому важно следить за атмосферой в классе. В условиях школы буллинг может происходить как между одноклассниками, так и между учителем и учениками.
Отличие буллинга от обычного школьного конфликта заключается в четырех критериях, говорит психолог портала «Я – родитель» Екатерина Сафонова:
1. Негативное и агрессивное поведение.
Отличают две формы насилия – прямую и косвенную. Прямая заключается в физическом насилии – подзатыльники, толчки, удары. Косвенная – это насмешки, манипуляции, в том числе, и манипуляции дружбой: «если ты будешь дружить с ней, мы не будем дружить с тобой».
2. Это происходит регулярно.
Один конфликт – это не травля. Травля происходит постоянно, регулярно, она не зависит от изменяющихся внешних условий, в отличие от обычных ссор. Это ежедневное, тяжелое насилие.
3. Участники находятся в неравных условиях, один из них наделен властью.
В обычных конфликтах участники являются равноправными, а при буллинге всегда есть жертва и насильники. Если говорить о травле среди одноклассников, то преимущество всегда у лидеров класса, у группы подростков. В отношениях учитель-ученик, разумеется, преимущество у учителя, так как он наделен властью официально.
4. Такое поведение является умышленным.
Случайная ссора, внезапно вспыхнувший конфликт – это обычная школьная ситуация. Буллинг является умышленной, целенаправленной травлей, когда ситуации с насилием нередко тщательно планируются.
Профилактика должна носить комплексный характер.
В первую очередь важно развивать уважительное отношение внутри коллектива и принятие друг друга всеми членами. Педагогам важно обратить внимание и на иерархию внутри группы, ведь одна из функций буллинга – распределение статусов в группе. Важно, чтобы у детей была возможность распределять роли, не унижая других участников коллектива.
Для профилактики буллинга в школе и родителям, и педагогам лучше обратиться за помощью к психологу. Исходя из особенностей среды, психолог создаст программу профилактики, которая будет направлена на всех участников: учителей, родителей и школьников. Такие программы включают в себя несколько аспектов: просветительский, развивающий и коррекционный.
© 2018, Бурмистрова Екатерина Александровна 199