СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое социометрия? Продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как выглядит сама процедура?

Процедура проведения методики проста, но требует последовательности и верности предписаниям.

1. Вначале экспериментатор ставит определённые задачи исследования и выбирает объект измерения.

2. Далее экспериментатор формулирует основные гипотезы и положения, которые касаются критериев опроса членов групп.

3. Социометрия не может проходить в условиях полной анонимности! Это не приведёт к желаемому результату. Поэтому экспериментатор корректно объясняет членам группы, почему они должны в данном случае писать о своих симпатиях/антипатиях, что это преследует положительные цели и поможет им самим. Адекватный позитивный настрой экспериментатора позволит избежать нежелания некоторых членов группы участвовать в проведении методики. Естественно, экспериментатор гарантирует неразглашение результатов.

4. Итак, экспериментатор подобрал вопросы, являющиеся критериями оценки взаимоотношений в группе, он заносит их в карточку и задаёт членам группы подобно интервью.

5. Соглашаясь на участие в проведении методики, испытуемые должны соблюдать её условия. Они должны отвечать на вопросы, выбирая определённых членов группы относительно своей предпочтительности по отношению к другим (симпатия/антипатия, доверие/недоверие).

6. Для достоверности результатов исследования экспериментатор может проводить методику два раза, меняя вопросы.

Непараметрическая процедура.

Это вид социометрии, который предполагает ответы испытуемого на вопросы карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Это значит, что если в группе, к примеру, высчитывается десять человек, то каждый опрашиваемый может выбрать девять человек (кроме самого себя). Такая процедура позволяет сделать срез многообразия межличностных связей в группе, способствует выявления эмоциональной экспансивности каждого члена группы. Минус в том, что если количество членов группы становится от двенадцати до шестнадцати человек, связей становится слишком много, требуется помощь вычислительной техники. Кроме того, существует большая вероятность случайного выбора. Испытуемый может написать в опроснике: «выбираю всех». В таком случае испытуемый, вероятнее всего, даёт заведомо ложный ответ, выражая свою формальную лояльность и к членам группы и к экспериментатору.

Параметрическая методика сужает такие возможности испытуемых и упрощает систему обработки результатов.

Кто может быть испытуемым?

Исследованию может подвергаться любая группа лиц, начиная с дошкольников (в последнем случае, конечно, исключается письменные ответы на вопросы). Соотносительно особенностям группы, составляются вопросы. Хорошо, если социометрию проводит не новый для группы человек. То есть, к примеру, классный руководитель уже знает свой коллектив, видит некоторые проблемы, но хочет удостовериться в своих предположениях и найти ответы на вопросы.

Конечно, не стоит копировать вопросы готовых образцов методики. Старайтесь продумать свои вопросы, наиболее пересекающиеся с ситуацией в коллективе. Да и уже кем-то составленные вопросы могут не подойти в вашем случае. Мы же не спросим ученика пятого класса: « С кем из одноклассников ты поехал бы в служебную командировку?». Это, конечно, утрировано, но старайтесь давать простые формулировки вопросов.

Подводим итоги

Вы обнаружили, что в вашем коллективе есть неформальный лидер? Как он влияет на коллектив? Кто близок к социальному неприятию? Ответив на эти вопросы, вы видите новую картину группы. Некоторые результаты могут вас удивить. Спокойно проанализируйте ситуацию и составьте план, по которому вы будете помогать членам группы выстроить новые, конструктивные отношения.

08.09.2017 09:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП