СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я лично раньше упускала много важных моментов. Считала, что ребенка надо научить анализировать текст, выстраивать мысль, заставить писать и сформировать навык работы с черновиком (научить видеть и исправлять стилистические ошибки). Сам процесс создания текста был чем-то вроде черного ящика. Каким-то там образом ребёнок выкладывает мысли на бумагу, количество переходит в качество и формируется стиль. А теперь поняла, что стиль формируется в точке напряжения между подражанием и собственным творчеством. И если не давать образцы для подражания и не подкидывать творческие задания, процесс формирования стиля сам собой будет идти очень долго. И ещё надо снабжать пишущего материалом - словами.
Я знала людей, которые поступали с точностью до наоборот: бесконечно развивали креативность и не показывали никаких рамок. Кто-то застревает на этапе построения логики текста и ничем больше не занимается. Даже такие однобокие курсы и то давали результат. У всех дети начинали писать гораздо лучше. Думаю, если постараться учесть все моменты и поработать с группой хотя бы год, результат превзойдёт ожидания.
Словом, идея банальна: отрабатываем отдельно каждый процесс, каждый маленький этап создания сочинения, каждую способность. А потом сводим вместе. И тут самое сложное составить достаточный и не слишком громоздкий список блоков работы.
Начнём с этапов работы над письменной творческой работой.
Этап |
Чему учим |
Исследование объекта |
Анализ текста Анализ событий |
Построение логики |
Формальная логика Культура дискуссии |
Создание текста |
Письмо по образцам и шаблонам (мастерство) Развитие креативности (творчество) Пополнение словарного запаса |
Развитие устной речи |
Работа с черновиком Обучение редактированию |
В правом столбце возник список блоков. Но этого мало. Письмо опирается на некоторые навыки и процессы. Помним о формировании грамотности, о развитии познавательных способностей (память, мышление). И ещё один немаловажный момент. Человек пишет длинный текст с какой-то целью. Отстаивание идей, передача знаний, самовыражение. И цель эту надо не просто обозначить, но и сделать явной для детей. С целью тоже надо работать. А если её нет, создавать мотивацию, хотя бы "игрушечную", учебную. Но лучше настоящую. Чтобы писать на самом деле захотелось.
А теперь о некоторых блоках поподробнее. Перечислены упражнения, которые можно предлагать детям в порядке увеличения уровня сложности.
Анализ текста
Письмо по образцам
Пополнение словарного запаса
Обучение редактированию
Целеполагание
© 2018, Жукова Надежда Генриховна 361