СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследователи из Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ установили, что успехи первоклассников на конец учебного года определяются уровнем дошкольной подготовки, образованием матери и размером домашней библиотеки.
Ученые проверили навыки счета и словесности у 1297 первоклассников из 38 школ Татарстана в начале и в конце учебного года. Также исследователи собрали информацию об учителях и семье ребенка: об образовании родителей, размере зарплаты, количестве книг в доме.
Результаты детей в школах с углубленным изучением предметов были лучше. Но оказалось, что в такие школы изначально приходят более подготовленные ученики, а их абсолютный прогресс за год такой же, как у детей из обычных школ.
Наибольшее влияние на успех первоклассника в школе оказывали дошкольный уровень математической подготовки и социально-экономический статус семьи. Так, у детей из лицеев и гимназий были более образованные мамы: высшее образование есть у 71% из них. Мамы ребят из обычных школ лишь в половине случаев имеют высшее образование.
Другим важным критерием оценки подготовленности ребенка к успешной учебе оказалось количество книг в домашней библиотеке: в обычных школах больше детей, в доме которых до сотни книг, а в гимназиях и лицеях чаще учатся ребята с более богатым книжным собранием.
Результаты исследования представлены на XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Детали работы приводит ТАСС.
Российские ученые показали, что успехи школьников можно предсказать до начала обучения
МОСКВА, 12 мая. /ТАСС/. Исследователи из Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ установили, что прогресс первоклассников в математике и словесности на конец учебного года определяется уровнем дошкольной подготовки и социально-экономическим статусом родителей, сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.
Исследование
Вопрос о возможностях прогнозирования эффективного обучения в школе по-прежнему остается одним из самых актуальных как для родителей, так и для учителей. В разные годы эксперты то придавали здесь наибольшее значение семье (материальному и культурному уровню родителей), то ставили во главу угла вклад школ. Работа исследователей из НИУ ВШЭ скорее подтверждает мнение первых. "В рамках имеющихся данных мы можем говорить о том, что тип школы почти не связан с результатами детей по математике в конце первого года обучения в школе", - приводятся в пресс-релизе слова младшего научного сотрудника НИУ ВШЭ Алины Ивановой.
Ученые обследовали 1297 первоклассников из 38 школ Республики Татарстан (21 средняя общеобразовательная школа, 17 школ повышенного статуса - гимназии, лицеи и пр.) с помощью методологии iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), разработанной в британском Университете Дарема. Первый раз детей протестировали осенью 2014 года, на "входе" в школу, второй раз - весной 2015 года, в конце учебного года. Ученые проверяли их навыки в словесности (письмо, словарный запас, чтение) и в математике (простой счет, сложение и вычитание, умение решать задачи). Различия показателей за год и стали показателями прогресса по школьным предметам.
Кроме того, исследователи оценивали социальное и эмоциональное развитие ученика, а также уточняли информацию о семье (образование, профессиональный статус, материальное положение родителей, воспитательные практики в семье) и учителях. В результате они выяснили, что статус школы действительно влияет на успехи детей - результаты детей в школах повышенного статуса были более сильными. Но одновременно с этим в такие школы просто приходят в среднем более подготовленные ученики, а их абсолютный прогресс за год практически совпадает с прогрессом детей из обычных школ.
Средние баллы первоклассников по чтению и математике в двух типах школ
Роль семьи в успехах ребенка
Ученые выяснили, что наибольшее влияние на балл ребенка по математике за первый год обучения в школе оказывают дошкольный уровень математической подготовки и социально- экономический статус семьи. Для определения последнего ученые использовали несколько разных критериев. Так, оказалось, что у детей из лицеев и гимназий более образованные мамы: высшее образование есть у 71%, среднее профессиональное - у 22%. Мамы ребят из обычных школ лишь в половине случаев имеют высшее образование, в трети случаев - среднее профессиональное.
Также важным критерием оценки подготовленности ребенка к успешной учебе оказалось количество книг в домашней библиотеке. Исследователи выяснили, что в обычных школах больше детей, в доме которых до сотни книг, в школах повышенного статуса чаще учатся ребята с более богатым книжным собранием. Конечно, уровень когнитивных навыков детей, которые только что пришли в школу, и особенности семейного воспитания очень неоднородны. Однако статистика показывает, что такие факторы, как образование матери, профессиональный статус отца, количество книг в доме или среднемесячный доход семьи, уровень дошкольного образования ребенка, позволяют еще на старте обучения прогнозировать его эффективность.
Все эти результаты получены в рамках проекта "Исследование готовности ребенка к школе и его индивидуального прогресса в течение первого года обучения", идущего в Центре мониторинга качества образования НИУ ВШЭ под руководством Елены Кардановой. Они представлены на XVII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества и сейчас готовятся к публикации в научном журнале.
© 2016, Муромцев Максим Геннадиевич 504