Что заставило меня выбрать профессию учителя? Слепая рука судьбы?
Из детства запомнилась одна странная встреча: во Владимире-Волынском в магазине к нам с мамой неожиданно подошла незнакомая женщина и сказала: «У вас девочка - математик». «Что вы, она музыкой занимается!» - возразила мама. А оказалось, так оно и вышло. Музыку люблю до сих пор. А без математики и детей себя уже не представляю. Думаю, это произошло потому, что в институте судьба меня свела с целеустремленным и творческим педагогом Валентиной Даниловной Куприенко. Она учила нас с огромным энтузиазмом, показала, что вести математику можно так, чтобы и дети, и учитель получали удовольствие от урока. Именно Валентина Даниловна организовала поездку к В.Ф. Шаталову, от которого мы взяли многое – не только методы, но и концепцию преподавания математики. От него – опорные конспекты, работы по самоконтролю и убеждение, что главное – не оценка, что важнее знание, но самое важное – умение мыслить, радость, даваемая этим умением.
Я преподаю уже 26 лет. За это время мои представления о том, чему и как надо учить школьников многократно изменялись. Четыре года я преподавала математику по единой для всей страны программе, затем стала работать в основном в классах углубленного изучения – сначала в гимназии, где отбирали детей, способных к математике, потом в общеобразовательной школе. Сейчас большинство моих учеников – школьники обычных способностей, а основной критерий отбора в профильный математический класс – желание учиться.
Парадоксально, но подготовка к урокам в последние годы у меня занимает гораздо больше времени, чем в начале учительской карьеры. Я должна четко и конкретно представлять себе, чему я на данном уроке хочу научить, с какими знаниями и умениями уйдут с моего урока дети. Важно вызвать у них интерес к предмету, но интерес не за счет внешних эффектов или искусственной занимательности – интересно должно быть математическое содержание урока и (что очень важно!) результаты собственной деятельности.
На уроках мне необходим постоянный диалог с учениками. Хочу передать им свое восхищение красивым математическим фактом или изящным способом решения задачи. Оценки ставлю за текущие самостоятельные и контрольные работы, а за ответы у доски – не ставлю. Над школьником на уроке не висит постоянный «призрак оценки». Они раскрепощены, не боятся высказывать свои суждения.
Будучи молодым учителем, я придавала большое значение математической одаренности школьников, с годами – все больше ценю желание учиться и трудолюбие. В моей практике есть примеры, когда успеха достигали не самые способные ученики, а те, кто по-настоящему к нему стремился.
Свой долг я вижу в том, чтобы максимально помочь тем школьникам, которые хотят знать математику. Мне кажется, что главное, чему она учит, - мыслить, находить комбинации, варианты, позволяющие решить задачу, пример, уравнение, а затем в жизни не бояться и уметь искать выход из сложной ситуации.
Поэтому в настоящее время для меня приоритетной является разработка технологии вариативного решения математических задач. За время обучения в школе каждый ученик решает огромное число задач. Причем все решают одни и те же задачи, однако у одних в итоге развивается способность мыслительного анализа, и, следовательно, у них больше возможностей решения будущих жизненных проблем, а другие, у которых эта способность так и не развилась, в этих случаях пасуют. Почему? Традиционное обучение вооружает школьника готовыми приемами решения задач, но недостаточно внимания уделяет анализу процесса их осмысления. Я стараюсь при организации обучения решению задач научить детей такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект детального анализа, а ее решение – как итог конструирования, моделирования и синтеза. Причем развитие личности обучаемого должно быть не сопутствующим моментом обучения, а его приоритетом.
Чудо – свет в глазах ребенка, когда он начинает видеть красоту решения, еще большее чудо – когда он решает задачу красивее, чем ты.
Учительство – это вечное ученичество. Я хочу быть вечным учеником, чтобы вместе с моими детьми еще лучше, результативнее учиться, открывать новое, творить и каждый раз радоваться этим открытиям.
Я согласна с тем, что жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием (С.Пуассон). Но в моей жизни кроме увлечения математикой, есть место и увлечениям музыкой, танцами, вязанием.
И еще раз о музыке. В музыке действуют основанные на математике законы гармонии, а математика, как музыка, красива, строга и мудра. Десять цифр – семь нот. Все зависит от комбинации. И искусства исполнителя.
Желаю участникам проекта успехов и творчества. Организаторам нового проекта для учителей «Мультиурок» хочу сказать огромное спасибо за представленный путь личностного и профессионального роста, знакомство с новыми неординарными людьми, веру в свои силы, осознание того, что я могу быть полезной другим людям.