СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буллинг в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буллинг в школе

Мифы о буллинге.

1. Насилие в школе – явление новое, в советское время его не было.

Реальность: буллинг существовал и раньше, можно лишь говорить о частоте и жестокости его проявления (вспомните фильм «Чучело»).

2. Буллинг появляется только в классах у слабых учителей.

Реальность: у любого учителя и в любой школе могут появиться факты травли.

3. Буллинг невозможен в гимназиях, лицеях, т.е. в так называемых «элитных» школах.

Реальность: случаи буллинга фиксировались в школах всех типов. Высокий уровень образования или материального достатка родителей не являются гарантией отсутствия травли.

4. Буллинг – это редкость.

Реальность: 16% девочек и 17,5% мальчиков в развитых странах мира 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга. В России более 40% учеников сами участвуют в травле, участие может быть активным или пассивным.

5. Серьёзную опасность представляет только физическое насилие.

Реальность: психологическое насилие, длительный бойкот чаще является причиной суицида детей, нежели физическое.

Рядовой конфликт или буллинг?

При анализе конфликтной ситуации следует обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о том, что имеет место не просто рядовой ситуативный конфликт, а преднамеренная травля:

● неравенство сил; одна из них заведомо сильнее, слабый участник в силу разных причин не может дать отпор;

● конфликт носит длительный, затяжной характер, вражда постоянная, используется любой повод для нападения, унижения;

● нападения носят преднамеренный характер.

В случае рядового конфликта дети могут быстро помириться. При буллинге участники не играют вместе, избегают любой возможности оказаться в одной группе для совместных действий;

При обычном конфликте оба участника испытывают дискомфорт.

При травле отмечается бурная эмоциональная реакция жертвы, а нападающий испытывает удовольствие от происходящего.

Наиболее опасны ситуации, когда оба участника буллинга скрывают конфликт, переносят «поле битвы» за пределы класса или школы, ведут себя тихо, жертвы - скрывая свой «позор», а агрессоры не стремятся демонстрировать свои победы, что затрудняет выявление взрослыми существующих у детей проблем.

Непрямая агрессия

Проявляется в явном игнорировании ребёнка, дети избегают общаться с ним, дружить с таким ребёнком -тоже стать изгоем. Прямая агрессия заметна, косвенная опасна тем, что внешне все как-будто спокойно, велик соблазн ничего не замечать. Такая «спасительная» позиция зачастую характерна, к сожалению, и для родителей.

Возможные виды помощи при проявлении буллинга

Учитывая особенности поведения тех, кто подвергается травле – замалчивание, страх ухудшить ситуацию, недоверие взрослым – нужно дать возможность детям анонимно пожаловаться на то, что с ними происходит. Это может быть «почтовый ящик доверия» по аналогии с телефоном доверия. Важно не оставлять жалобы без внимания, оперативно реагировать на них.

Жертвами буллинга чаще всего становятся дети застенчивые, робкие, с низкой самооценкой. Важно помочь такому ребёнку найти ту область деятельности, где он будет успешен, В этом могут помочь педагоги дополнительного образования, руководители кружков, секций. Нельзя сбрасывать со счетов и роль родителей.

С первых дней знакомства классного руководителя с классом, если есть подозрение на возможность проявления буллинга по отношению к кому-либо из детей, педагог должен чётко обозначить свою позицию и проявить последовательность в противодействии травле.

Если предпринимаемых педагогами мер недостаточно, следует обратиться к родителям «агрессоров». Для того, чтобы диалог с этой категорией родителей был конструктивным, следует соблюдать неукоснительно следующие правила:

- отказаться в описании поведения детей слова «агрессор»; подчеркнуть возможность того, что дети не осознают всех последствий своего поведения;

- дать возможность родителям осознать свою долю ответственности за поведение детей;

- при необходимости предложить родителям помощь специалистов в решении обозначенной проблемы;

- подчеркнуть, что взрослые озабочены не применением репрессивных мер по отношению к их детям, а желанием помочь подросткам осознать такое поведение как проблему и справиться с ней.

Эффективным может быть и привлечение администрации образовательного учреждения, а также совета по профилактике правонарушений.

Серьёзной социальной проблемой в последние годы стал ещё и кибербуллинг – травля в социальных сетях. На классных часах и специально организованных занятиях следует проводить профилактику опасных контактов в интернете. Подростки в силу неопытности могут размещать в соцсетях слишком откровенную информацию о себе. Педагоги и психолог может помочь подросткам осознать ценность личных границ и рисков их нарушения.

Педагоги и психолог должны дать понять детям, что они имеют право на самозащиту, в том числе и с помощью взрослых.

Категория: Прочее
19.05.2019 18:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП