СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма».

                                   Пояснительная записка.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком  в разных сферах и ситуациях общения; готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Для достижения указанной цели предлагается система занятий по культуре речи для 9 класса.  Умение чётко и ясно выразить свои мысли, грамотно говорить, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов,  политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров,  журналистов, экономистов и т.д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведёт деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Содержание занятий представляет собой единство процесса усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств  в разнообразных условиях общения.

Содержание  курса «Культура речи. Языковая норма» представляет собой единство процесса усвоения теории речевого общения и процесса формирования нормативного уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

 

 

 

 

 

              Тематическое планирование элективного курса       

                            «Культура речи. Языковая норма».     

Тема

Кол-во часов

Цель занятия

Дата

1

Культура речи, её предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический

1

Учащиеся должны знать, что под культурой речи понимается владение нормами литературного языка; понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли.

 

2

Основные  понятия культуры речи. Язык как система. Язык и речь. Функции языка. Культура речи  

1

Закрепить представление о составляющих культуры речи, формировать умения строить аргументированное высказывание и защищать свою позицию.

 

3-4

Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические и грамматические

2

Актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические, лексические и грамматические нормы; формировать навыки использования нормативной речи.

 

5-6

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство

2

Дать представление  о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи, развивать умение производить лингвистический анализ текста.

 

7-8

Этико-социальные аспекты культуры речи

2

Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения.

 

9-10

Культура монологической речи

2

Обозначить композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи  риторических фигур и приёмов, аргументации.

 

11

Виды речи. Приветственная речь

1

Познакомить с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание, грамотно отбирать языковые средства.

 

12

Виды речи. Информационная речь.

1

Дать представление о признаках информационной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание, отбирать языковые средства.

 

13

Виды речи. Агитационная речь

1

Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства.

 

14-15

Анализ текста

2

Уметь находить в тексте риторические фигуры и приёмы аргументации.

 

16

Фигуры речи

1

Уметь находить в тексте фигуры речи; уметь использовать их, создавая текст.

 

 

17

Публичные выступления учащихся

1

Подвести итог работы по теме курса; систематизировать и обобщить полученные знания; выявить степень сформированности  умения составлять письменное или устное высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список литературы

Для учителя:

  1. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова.- М.,1996.
  2. Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин.- М., 1983.
  3. Колесов, В.В. Культура речи- культура поведения / В.В. Козлов.- Л., Лениздат, 1988.
  4. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

Для учащихся:

  1. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник / Л.И. Скворцов.- М.: Знание, 1995.
  2. Влодавская, Е.А. Русский язык: единый государственный экзамен / Е.А. Влодавская.- М.: Экзамен, 2005.
  3. Горшков, А.И. Русская словесность / А.И. Горшков.- М.: Дрофа, 2002.
  4. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи. / А.И. Власенков.- М.: Просвещение, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Русский язык
13.01.2015 11:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП