СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма».
Пояснительная записка.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Для достижения указанной цели предлагается система занятий по культуре речи для 9 класса. Умение чётко и ясно выразить свои мысли, грамотно говорить, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, экономистов и т.д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведёт деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Содержание занятий представляет собой единство процесса усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание курса «Культура речи. Языковая норма» представляет собой единство процесса усвоения теории речевого общения и процесса формирования нормативного уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Тематическое планирование элективного курса
«Культура речи. Языковая норма».
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Цель занятия |
Дата |
1 |
Культура речи, её предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический |
1 |
Учащиеся должны знать, что под культурой речи понимается владение нормами литературного языка; понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли. |
|
2 |
Основные понятия культуры речи. Язык как система. Язык и речь. Функции языка. Культура речи |
1 |
Закрепить представление о составляющих культуры речи, формировать умения строить аргументированное высказывание и защищать свою позицию. |
|
3-4 |
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические и грамматические |
2 |
Актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические, лексические и грамматические нормы; формировать навыки использования нормативной речи. |
|
5-6 |
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство |
2 |
Дать представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи, развивать умение производить лингвистический анализ текста. |
|
7-8 |
Этико-социальные аспекты культуры речи |
2 |
Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения. |
|
9-10 |
Культура монологической речи |
2 |
Обозначить композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов, аргументации. |
|
11 |
Виды речи. Приветственная речь |
1 |
Познакомить с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание, грамотно отбирать языковые средства. |
|
12 |
Виды речи. Информационная речь. |
1 |
Дать представление о признаках информационной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание, отбирать языковые средства. |
|
13 |
Виды речи. Агитационная речь |
1 |
Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства. |
|
14-15 |
Анализ текста |
2 |
Уметь находить в тексте риторические фигуры и приёмы аргументации. |
|
16 |
Фигуры речи |
1 |
Уметь находить в тексте фигуры речи; уметь использовать их, создавая текст.
|
|
17 |
Публичные выступления учащихся |
1 |
Подвести итог работы по теме курса; систематизировать и обобщить полученные знания; выявить степень сформированности умения составлять письменное или устное высказывание
|
|
|
Список литературы
Для учителя:
Для учащихся:
© 2015, Жамьянова Лыгжима Пурбожабовна 1201