СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Июнь. Облетает пух с тополей. «Ура! Каникулы!» - кричат ребята, выбегая из дверей школы. Но вот проходит день, другой … «А вы что здесь делаете?» - спрашиваю у сидящих на парапете, как воробышки, девчонок. «Да так … Дома делать особо нечего. Сначала радостно было, что учебный год закончился, а потом скучно стало без школы, без учителей», - отвечают они с грустью. Так и мы, учителя: жалуемся, жалуемся, что устали, что год трудный, что хочется отдохнуть от всего и от всех, но приходит время отпуска, и через несколько дней понимаешь, что опять тянет в родные стены.
Я когда-то и сама девчонкой бродила поблизости от школы тихими летними вечерами. Думала ли я тогда, что много лет спустя я всё так же буду входить в эту школу с первыми падающими листьями и выходить с белой метелью из тополиного пуха? Думала ли я, что всё так же много будет значить в моей жизни слово «учитель?» Нет, конечно, даже и не предполагала. А как всё начиналось?
Первое сентября. Первая учительница. Первые успехи и неудачи, хотя их было не особо много: мне всё давалось легко. Всё как у всех. Хорошо помню, что родные настойчиво допытывались у меня, кем же я буду, когда вырасту, и радостно восклицали: «Да, ты что?!», когда я твёрдо отвечала: «Учительницей!».
Смешно вспоминать некоторые моменты из детства. Я собирала целые ватаги ребятишек, которые были немного моложе меня, и играла с ними в школу. Раздавала им тетрадочки, ручки и заставляла выполнять задания по русскому языку и по математике. Потом проверяла, ставила отметки в импровизированные дневники. Как радовались они пятёркам, совсем забывая об игре!
Теперь я часто задумываюсь: может, это действительно моё призвание? Ведь я не могу себя представить больше нигде, никем. Я скучаю по ребятам, когда несколько дней не вижу их, по урокам, по особой атмосфере, которая царит в классе в эти 45 минут.
Даже своё первое стихотворение я сочинила вовсе не о любви. Я посвятила его своей первой учительнице Овсянниковой Валентине Серафимовне. Не помню всех слов, но там говорилось о том, что учитель сидит ночами над тетрадками и мечтает, какими прекрасными вырастут ученики. Думала ли я, что через 20 лет у меня будут спрашивать соседи: «Почему у тебя так долго горит свет? Тетрадки проверяешь…»? Проверяем. Сидим … И мечтаем. И надеемся на то, что станут ребята хорошими людьми.
Встречая сейчас Валентину Серафимовну, я испытываю какое-то трепетное чувство к ней, нежность, хочется сказать ей ласковое слово. Она всегда приветливо улыбается. Самое интересное, наверное, то, что теперь Валентина Серафимовна спрашивает у меня, как успевают ее внук и внучка по моим предметам, интересуется делами школы, сочувствует, если что-то не ладится, дает советы. Рядом с ней я чувствую себя очень спокойно: опять я маленькая девочка с каштановыми кудрями и огромными бантами.
Мне кажется, что наши первые учителя похожи на птиц с большими крыльями, которыми они обнимают нас, защищая от опасности. Часто говорят: «Учителя – вторые мамы». А ведь так оно и есть. Большую часть времени, обучаясь в школе, мы проводим именно с ними. Они и ручку научат держать, и ножницы, и иголку. Мамы иногда изумляются тому, чему научились их дети. Сетуют, что сами не могут влиять на детей в такой степени, как учитель.
Вновь погружаюсь в воспоминания. 5 (тогда ещё 4) класс. Ужасно взрослой себя чувствовала! Другие учителя. Мы все такие самостоятельные: по разным кабинетам ходим, новые предметы изучаем. Столько слов новых и важных! Уже не чтение, а литература, не природа, а ботаника. И, конечно же, новая учительница! Новая, красивая, молодая. По русскому языку и литературе. Вот тот момент, когда решилась моя судьба! Теперь я уже более осознанно подходила к выбору профессии, но также уверенно отвечала: «Буду учителем русского языка и литературы, как наша классная руководительница Неведрова Елена Николаевна!»
Позднее много мы беседовали с ней, она пыталась объяснить мне, что трудная это профессия, но я была тверда в своем намерении: только учитель. Конечно, до 11 класса у меня сто раз менялось настроение, кем только не хотелось быть, но желание быть именно такой, как Елена Николаевна, пересилило все остальные. Что в ней покоряло? Доброта, порядочность, ум, без сомнения. От неё исходил, как сейчас модно говорить, позитив. Рядом с ней легко и просто решались все трудные задачи. Кто бы мог подумать, что в будущем мы не только станем коллегами, но и будем дружить, поддерживать друг друга в сложных жизненных ситуациях?! У Елены Николаевны просто невероятное терпение. Когда мне трудно, хочется накричать на кого-то, я вспоминаю ее. Я представляю себе её добрый, открытый взгляд и понимаю, что она бы так себя не повела, что она бы выслушала, постаралась понять. И сердце моё смягчается. Когда не уверена в себе, всегда слышу от неё слова поддержки, мягкие, поднимающие не только настроение, но и мою самооценку: «Да всё у тебя получится, ты же Умка у меня!» Вот так, легко и непринуждённо, она заставляет поверить в свои собственные силы.
Мне повезло не только с классным руководителем. Многих учителей я вспоминаю с теплом и нежностью. С кем-то я уже 24 года работаю в родной школе, кого-то уже нет рядом со мной, но все они оставили глубокий след в моей жизни, в моей душе…
Чиркова О.Н.
© 2022, Чиркова Оксана Николаевна 235