© 2016 4081
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой.
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
Ф. И. Тютчев
Это стихотворение написано в 1849 году. Но время не коснулось его: не устарели слова, не устарели мысли и чувства, живущие в них. И завораживает музыка стиха. Совершенство его формы таково, что уже и непонятно, в чём оно заключается, где его секрет, – так всё естественно и просто в этом стихотворении. Настолько просто, что достаточно прочитать его раз, другой и оно остаётся в вашей памяти надолго, если не навсегда.
Эти шесть строчек по своей композиции соответствуют всем музыкальным и поэтическим канонам: тема – её развёртывание – кульминация – завершение.
В начало стихотворения вынесено ключевое слово – слёзы, которое задаёт и тему, и – главное – настроение: оно ведёт нас в область глубоких человеческих переживаний (характер определения людские сразу исключает ассоциации со слезами радости или благодарности); оно получает тяжёлое звучание: инверсия заставляет нас произнести его с особым ударением, особой силой (сравните: «людские слёзы» и «слёзы людские»). К тому же ведь это обращение, которому тоже свойственна выделительная интонация. Повтор словосочетания и коротенькое междометие (о слёзы людские) в пределах одной строки создают явственно ощущаемое нарастание напряжения, волнения.
Потом короткая интонационная передышка на второй строке. Она начинается словом льётесь – этому единственному на всё стихотворение глаголу выпала очень важная роль: он не только означает действие, состояние: его фонетика ведёт главную «музыкальную» тему: подхватывает прозвучавшие в первой строчке ударные л’о, л’у – и повторяет снова и снова их вариации: л’jо, л’jу. Этого нельзя не услышать – повторенные пять раз льётесь, льётесь. льются словно завораживают, создавая почти физическое ощущение, что льются слова и строки самого стихотворения.
Новой интонацией выделены третья и четвёртая строчки: каждая распадается на две симметрично построенные части с паузой-цезурой посредине. Эта пауза, выделяющая очень важные определения, почти сказуемые («льётесь безвестные, льётесь незримые»), заставляет наш слух насторожиться, чтобы потом мы могли явственно услышать в следующей строке всплеск отчаяния: неистощúмые, неисчислúмые. Здесь нет «льющихся» звуков, здесь господствуют ст, щ, сч. Ударные гласные здесь высокие и трагические (ú – ú), и расстояние между ними такое (вместо четырёх ударных на эту строку приходится только два), что получаются они сильными, похожими на перебои в ритме сердца.
За этой кульминацией – спокойный, хотя и мрачный завершающий аккорд – развёрнутое сравнение, переводящее мысль и воображение в другую плоскость, в сферу природы; словно восстанавливается дыхание стиха: снова четырёхударный ритм, нет цезур, снова льётесь. льются. Но эмоциональную окраску определяют гласные совсем другого регистра: мрачные и «тёмные» у, у, у (удивительно сливаются смысл и звучание в так точно найденном определении глухую (осень).
Это и есть совершенная гармония содержания, смысла и формы, которая и втягивает нас в сопереживание автору, затрагивая не только нашу мысль, но и наши чувства, жизнь нашего сердца («О, память сердца! ты сильней рассудка памяти печальной».).
Только не надо думать, что поэт пересчитывает ударения или выбирает синтаксические конструкции. Это мы анализируем, «поверяем» алгеброй гармонию единого и неделимого целого: нам очень важно понять, что такое истинное совершенство, в чём и как оно выражается.
Гармоничность этого стихотворения поражает тем больше, что по сути оно трагическое. Ведь не о слезах оно – слёзы только знак, только метонимическое обозначение человеческих страданий. Это о них – безвестные, незримые, неисчислимые. За каждым прилагательным – вечный вопрос: почему? зачем? доколе? («Доколе матери тужить?» – как спросит Цветаева). Страдание объединяет и уравнивает всех: оно ведомо старым и молодым, добрым и злым, правым и виноватым. И перед каждым встают эти вечные вопросы, и каждый (в меру своего серьёзного отношения к жизни) ищет ответа на них.
Совершенно удивительным для современного человека было отношение к страданию у Тютчева. В молодости ещё он написал стихотворение «Осенний вечер», которое кончается так:
.и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Страдание настолько лично, глубоко, настолько значимо для человека, что страшно к нему прикоснуться. И даже назвать его. «В разлуке есть высокое значенье», – писал Тютчев. Это «высокое значенье» было скрыто для него и в страдании. Он и нас заставляет думать о нём, даже не произнося это слово – страдание. Потому, наверное, что если существует «божественная стыдливость страдания», то есть и «божественная стыдливость» сострадания. Это она определяет весь строй стихотворения, которое мы читаем.
Слёзы – вы – традиционный приём олицетворения – обращения к неодушевлённому предмету – играет в этом стихотворении особую роль. Мы и не замечаем, что обращаются не к нам, что нам ничего не объясняют, не советуют, нас не учат. Нам позволяют просто быть рядом, слышать внутренний монолог, и наша воля – услышать, почувствовать, проснуться – или нет. И такая сдержанность сильнее самых громких слов.
Последние две строки словно дань тому дождливому осеннему вечеру, в который и родилось это стихотворение. Мысль о единстве человека и природы не может утешить – закон для них один: осень – страдания – увядание. Но ведь ни дождь, ни осень не вечны. Природа возрождается. Будем учиться по-тютчевски понимать её «душу», её «язык».
*
О поэзии Ф. И. Тютчева
Первые опыты Тютчева являются. попытками удержать монументальные формы «догматической поэмы» и «философского послания». Но монументальные формы XVIII века разлагались давно, и уже державинская поэзия есть разложение их. И Тютчев находит… выход в художественной форме фрагмента. Все современные критики отмечают краткость его стихотворений: «Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» (Некрасов); «Самые короткие стихотворения г. Тютчева почти всегда самые удачные» (Тургенев). Эта фрагментарность сказывается и в том, что стихотворения Тютчева как бы «написаны на случай». Фрагмент узаконяет как бы внелитературные моменты; «отрывок», «записка» – литературно не признаны, но зато и свободны. Вместе с тем «фрагмент» у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сперва дан противоположный, что он выступает вторым членом антитезы.
Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиляет все стилистические её особенности. И прежде всего, словарный, лексический колорит.
Слово важно в поэзии (да и в жизни) не только своим значением. Иногда мы даже как бы забываем значение слова, вслушиваясь в его лексическую окраску. помимо значения действуют в поэзии различные лексические строи; архаизмы вводят в высокий лексический строй.
Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаистический. Нет сомнения, что архаизм был осознанной принадлежностью его стиля.
На фоне Пушкина Тютчев был архаистом не только по своим литературным традициям, но и по языку, причём нужно принимать во внимание густоту и силу его лексической окраски на небольшом пространстве его форм.
С необычайной свободой Тютчев использует варваризмы в высоком стиле, несмотря на то что употребление варваризмов в стихе было традиционно ироническое:
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой.
Но не только в своём лексическом колорите, а и по стилю Тютчев отправляется от XVIII века (преимущественно в державинском преломлении). Тютчев охотно пользуется перифразой.
Металл содрогнулся, тобой оживлён.
_______
Высокий дуб, перунами сраженный.
_______
День, земнородных оживленье.
Последняя перифраза наиболее характерна, ибо кроме того она и сложное прилагательное, что также является архаистическим средством стиля.
Найдя на Западе форму фрагмента, найдя тематический материал «оттенков» натурфилософии, новую литературную «мифологию». Тютчев разложил монументальную форму XVIII века. Пушкин на малом материале создаёт (или стремится создать) монументальные формы. Тютчев – предельное разложение монументальных форм; и одновременно Тютчев – необычайное усиление монументального стиля. Его лирика приучает к монументальному стилю в малых формах.
(Ю. Н. Тынянов. Вопрос о Тютчеве)
Источник: «Русский язык в школе». – 2003. – № 5.
Из фильма-концерта «Поёт Евгения Алтухова». 70-е годы.
Музыкальное сопровождение: ф-но: Д. Лернер. Музыка: Р. Глиэр, слова: Ф. И. Тютчев.
© 2016 4081