СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Таков наш безначальный мир.
Сей конус - наша ночь земная.
За ней - опять, опять эфир
Планета плавит золотая..
Александр Блок
♪♫•*¨*•.¸¸¸¸.•*¨*•♫♪
Произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений. Авторство Токкаты и фуги BWV 565 оспаривается. Чаще всего, когда говорится «Токката и фуга ре минор Баха», имеется ввиду Токката и фуга BWV 565, но это не является достаточным определением данного произведения, так как Бах написал множество токкат и фуг для органа в разных тональностях, в том числе ре минор, например Токкату и фугу ре минор BWV 538.
Среди органных сочинений Баха ре-минорная токката и фуга выделяются беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит их с образами оперно-ораториальной музыки.
Токката
• Музыкальный материал токкаты максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит начало токкаты:
• Напряжение первых фраз передается дальше, распространяется на все более широкие пласты, наполняет все пассажи, секвенции, придает аккордам патетический характер.
• В токкате нет противопоставления внутренне контрастных образов, нет непрерывности мелодического развертывания. Каждое построение токкаты отделено одно от другого яркими каденциями.
• Первые два построения являются свободным варьированием темы.
• Третье, заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. И таким образом кода оказывается, драматической вершиной всего произведения.
•
Фуга
• Ре-минорная токката и фуга обладают исключительной цельностью композиции.
• Виртуозная бравурность стиля и для фуги служит средством драматического раскрытия образа. Тема фуги вытекает из токкаты, как бы служит ее непосредственным продолжением:
• Скрытое многоголосие в одноголосной теме, особенности в расположении голосов при последующих проведениях и разработке материала — все это создает густую и плотную фактуру, сочное звучание, которым отличается все произведение в целом.
• Полифонические переплетения мелодических линий.
• Частые интермедии вносят в фугу необычный для этой формы элемент импровизационности.
• Грандиозная заключительная кода напоминает токкату.
• Внутреннюю связь двух частей цикла закрепляет кода фуги. Грандиозная заключительная кода напоминает токкату.
• Так характер токкаты определил своеобразие ре-минорной фуги, а тем самым и единство композиции, нерасторжимость ее частей.
Бах – месса h-moll.
Месса – цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. каждое песнопение получило название от первых слов молитвы.
1) Кyrie eleison – Господи, помилуй.
2) Gloria – слава.
3) Credo – верую.
4) Sanctus – cвят.
5) Benedictus – благославен.
6) Agnus Dei – Агнец Божий.
Бах работал над мессой с 1733 по 1738.Бах раздвигает для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров доводит их общее количество до 24.
- 15 хоров
- 6 арий
- 3 дуэта
Сначала текст читался, позднее стал петься. Бах не ставил своей целью детальное воплощение слов молитвы.
С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.
Месса представляет собой серию замкнутых отдельных номеров.
Основной драматургический принцип мессы – контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется.
Несмотря на то, что Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, перечислить мессу си минор к церковным произведениям невозможно (не могла быть исполнена в церковных рамках, т.к. требовала профессионального исполнительского мастерства)
© 2018, Хартон Марина Игоревна 2815