СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

♪♫•*¨*•.¸¸❤¸¸.•*¨*•♫♪ И.С. Бах Токката и фуга ре минор (для органа)... Космос... Вечность...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шар раскаленный, золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

И длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой.

Таков наш безначальный мир.

Сей конус - наша ночь земная.

За ней - опять, опять эфир

Планета плавит золотая..

Александр Блок

♪♫•*¨*•.¸¸¸¸.•*¨*•♫♪

Произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений. Авторство Токкаты и фуги BWV 565 оспаривается. Чаще всего, когда говорится «Токката и фуга ре минор Баха», имеется ввиду Токката и фуга BWV 565, но это не является достаточным определением данного произведения, так как Бах написал множество токкат и фуг для органа в разных тональностях, в том числе ре минор, например Токкату и фугу ре минор BWV 538.

Среди органных сочинений Баха ре-минорная токката и фуга выделяются беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит их с образами оперно-ораториальной музыки.

Токката

• Музыкальный материал токкаты максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит начало токкаты:

• Напряжение первых фраз передается дальше, распространяется на все более широкие пласты, наполняет все пассажи, секвенции, придает аккордам патетический характер.

• В токкате нет противопоставления внутренне контрастных образов, нет непрерывности мелодического развертывания. Каждое построение токкаты отделено одно от другого яркими каденциями.

• Первые два построения являются свободным варьированием темы.

• Третье, заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. И таким образом кода оказывается, драматической вершиной всего произведения.

Фуга

• Ре-минорная токката и фуга обладают исключительной цельностью композиции.

• Виртуозная бравурность стиля и для фуги служит средством драматического раскрытия образа. Тема фуги вытекает из токкаты, как бы служит ее непосредственным продолжением:

• Скрытое многоголосие в одноголосной теме, особенности в расположении голосов при последующих проведениях и разработке материала — все это создает густую и плотную фактуру, сочное звучание, которым отличается все произведение в целом.

• Полифонические переплетения мелодических линий.

• Частые интермедии вносят в фугу необычный для этой формы элемент импровизационности.

• Грандиозная заключительная кода напоминает токкату.

• Внутреннюю связь двух частей цикла закрепляет кода фуги. Грандиозная заключительная кода напоминает токкату.

• Так характер токкаты определил своеобразие ре-минорной фуги, а тем самым и единство композиции, нерасторжимость ее частей.

Бах – месса h-moll.

Месса – цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. каждое песнопение получило название от первых слов молитвы.

1) Кyrie eleison – Господи, помилуй.

2) Gloria – слава.

3) Credo – верую.

4) Sanctus – cвят.

5) Benedictus – благославен.

6) Agnus Dei – Агнец Божий.

Бах работал над мессой с 1733 по 1738.Бах раздвигает для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров доводит их общее количество до 24.

- 15 хоров

- 6 арий

- 3 дуэта

Сначала текст читался, позднее стал петься. Бах не ставил своей целью детальное воплощение слов молитвы.

С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.

Месса представляет собой серию замкнутых отдельных номеров.

Основной драматургический принцип мессы – контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется.

Несмотря на то, что Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, перечислить мессу си минор к церковным произведениям невозможно (не могла быть исполнена в церковных рамках, т.к. требовала профессионального исполнительского мастерства)

Категория: Музыка
12.08.2018 22:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП