СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. А театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, обогащается словарь образными выражениями, такими как, сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: это татарские и русские народные сказки, стихотворения татарских писателей Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, Айдара Халима, Роберта Миннуллина и др. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Задачи театрализованной деятельности по развитию речи.
Средняя группа.
Ø Пополнять и активизировать словарь детей.
Ø Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля.
Ø Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
Ø Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Ø Формировать интонацию и выразительность речи.
Ø Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
Старшая группа.
Ø Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков.
Ø Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Ø Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.
Ø Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму.
Ø Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
Подготовительная группа.
Ø Продолжать активизировать и уточнять словарь детей.
Ø Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков.
Ø Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.
Ø Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Ø Воспитывать культуру речевого общения.
В кабинете татарского языка созданы все условия для ведения театрализованной деятельности детей. Имеется музыкальный центр, ноутбук, аудиодиски с татарскими народными сказками для прослушивания и видеодиски для просмотра мультипликационных фильмов на татарском языке.
В кабинете татарского языка для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:
Ø Иллюстрации народных сказок
Ø Маски-шапочки
Ø Костюмы
Ø Пальчиковый театр
Ø Настольный театр
Ø Плоскостной театр
Ø Тростниковый театр
Ø Театр варежек
Ø Театр конусов
Ø Кукольный театр.
Театрализованные игры организуем, органично включая в различные занятия по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В учебно-методическом комплекте, который мы получили в этом году, есть несколько видов театров. Это маски для сказок «Репка», «Теремок», плоскостной театр «Курочка Ряба», театр конусов «Три медведя», «Репка», «Колобок». К УМК так же прилагаются аудиодиски с татарскими народными сказками, видеодиски с переводами на татарский язык советских мультфильмов и иллюстрации к народным сказкам. Так же снято 28 мультфильмов по татарским народным сказкам и произведениям татарских писателей.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы помогает решать использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
© 2015, Хафизова Файруза Файзрахмановна 2323