СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных видов театра на занятиях родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. А театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, обогащается словарь образными выражениями, такими как, сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: это татарские и русские народные сказки, стихотворения татарских писателей Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, Айдара Халима, Роберта Миннуллина и др. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Задачи театрализованной деятельности по развитию речи.

Средняя группа.

Ø Пополнять и активизировать словарь детей.

Ø Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля.

Ø Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

Ø Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Ø Формировать интонацию и выразительность речи.

Ø Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

Старшая группа.

Ø Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков.

Ø Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Ø Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.

Ø Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму.

Ø Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

Подготовительная группа.

Ø Продолжать активизировать и уточнять словарь детей.

Ø Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков.

Ø Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

Ø Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Ø Воспитывать культуру речевого общения.

В кабинете татарского языка созданы все условия для ведения театрализованной деятельности детей. Имеется музыкальный центр, ноутбук, аудиодиски с татарскими народными сказками для прослушивания и видеодиски для просмотра мультипликационных фильмов на татарском языке.

В кабинете татарского языка для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:

Ø Иллюстрации народных сказок

Ø Маски-шапочки

Ø Костюмы

Ø Пальчиковый театр

Ø Настольный театр

Ø Плоскостной театр

Ø Тростниковый театр

Ø Театр варежек

Ø Театр конусов

Ø Кукольный театр.

Театрализованные игры организуем, органично включая в различные занятия по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В учебно-методическом комплекте, который мы получили в этом году, есть несколько видов театров. Это маски для сказок «Репка», «Теремок», плоскостной театр «Курочка Ряба», театр конусов «Три медведя», «Репка», «Колобок». К УМК так же прилагаются аудиодиски с татарскими народными сказками, видеодиски с переводами на татарский язык советских мультфильмов и иллюстрации к народным сказкам. Так же снято 28 мультфильмов по татарским народным сказкам и произведениям татарских писателей.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы помогает решать использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

30.04.2015 21:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП