СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Крюченкова Д. В.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматривается опыт деятельности учителя математики по внедрению информационных технологий на уроках, при подготовке учащихся к сдаче экзаменов.
Как учителю информатики, для меня важен вопрос использования информационных технологий в преподавании математики.
В своей работе я применяю различные способы применения мультимедиа, которые помогают преобразить урок, сделать его более доступным для восприятия детей.
Во-первых, использование готовых электронных пособий. Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия. На сегодняшний день в кабинете математики нашей школы накоплен достаточно богатая мультимедийная библиотека.
В 5 классе я использую диск «Математика. 5 класс» издательства электронной библиотеки «Просвещение». Здесь представлен интерактивный тренажер, по математике предназначенный для самостоятельного обучения и контроля знаний учащихся средней школы. Электронное пособие охватывает весь объем материала, изучаемого в 5 классе, и обеспечивает эффективную тренировку учеников в счете и решении типовых задач. В каждой задаче 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченное количество изменений численных значений используемых объектов. Тренажер поможет поднять уровень знаний по математике и сформировать у ребенка интерес к предмету.
В 6-9-х классах хорошо использовать электронное пособие (Дрофа) «Интерактивная математика 6 – 9». Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий, с примерами решения задач.
Можно также продемонстрировать и проследить с обучающимися процесс «образования» формулы. Это дает возможность понять и проследить линию «решения». Учащиеся с легкостью затем смогут определить, по какой формуле можно решить или упростить данное выражение.
В 8 классе рекомендую «Правила и упражнения по алгебре 8 класс» — интерактивное пособие, позволяющее проверить уровень знаний ребенка, повторить с ним все темы по математике, изучаемые в восьмом классе и потренировать в решении всех типов встречающихся задач и примеров.
В 9 классах при подготовке к ГИА, я использую мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 9 класс». Продукты серии «Уроков Кирилла и Мефодия» созданы на базе обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) образования РФ. Пособие помогает школьникам освоить курс алгебры за 9 класс на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся!
В 10 и 11 классах при подготовке к ЕГЭ по алгебре и организации самостоятельного изучения материала ценным подспорьем могут стать образовательный комплекс: Алгебра. 10-11 классы. Компакт-диск для компьютера: Школьный курс. Практикум. Подготовка к экзаменам. Данный диск может быть использованы преподавателями в качестве дополнительного для проведения занятий по алгебре и подготовки к олимпиадам; Алгебра. 10-11 классы (карточки). Компакт-диск для компьютера: База дифференцированных заданий. Формирование разноуровневых карточек. Многовариантные проверочные работы. Изложенный материал позволит учителям самостоятельно готовить раздаточный материал (карточки) для проведения контрольных, самостоятельных, итоговых и других проверочных работ; готовимся к ЕГЭ. МАТЕМАТИКА. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. Просвещение – МЕДИА.
По моему мнению, издатели данных электронных пособий использовали весьма простой подход: сначала помочь ликвидировать пробелы в знаниях, а уж затем – проверять и… «натаскивать».
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Готовые программные продукты |
Программные продукты, которые могут быть созданы учащимися и учителями |
|
|
В левой части таблицы показано, какие готовые программные продукты используются в учебном процессе. Правая сторона таблицы отражает те программные продукты, которые созданы в процессе совместной работы с проектными технологиями.
Наиболее ценной в смысле повышения эффективности обучения, конечно, является группа программных средств, разрабатываемых учителями и учениками. Она создает информационную среду для решения следующих педагогических задач:
С этой точки зрения наиболее актуальными представляются проектные технологии. Использование метода проектирования позволяет подготовить и преподнести учебный материал в необходимом объеме, но в качественно ином виде, что в свою очередь способствует лучшему усвоению этого материала учащимися.
Кроме того, данный метод создает пространство для самовыражения учащихся. Моделирование разнообразных процессов и явлений стимулирует их интеллектуальную активность. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу.
Одним из инструментов метода проектов является программа Power Point.
Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
Учитель может, как опереться на уже имеющийся фонд презентаций, так и создавать презентации самостоятельно. На сайте Федерации Интернет-образования (http://window.edu.ru/window/catalog?p_ru) помещены презентации учителей математики, они охватывают практически весь курс математики и начала анализа.
Целесообразна также организация работы с материалами, подготовленными самими школьниками и учителем. Мною совместно с учащимися разработан цикл презентаций по математике, например, «Обыкновенные дроби», «Выдающиеся математики», «Формулы сокращенного умножения», «Одночлены», «Построение рисунка в прямоугольной системе координат», «Разложение на множители» и др.
Создание презентаций на заданную тему может служить домашним заданием для учащихся старших классов. Исходя из опыта, наиболее результативным является использование такой формы домашнего задания при изучении тем по математике: «Исторические проблемы по математике», «Число и арифметическое действие». Работая над презентацией, ученик имеет возможность проявить свою индивидуальность, свой взгляд на изучаемую тему.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Информационные технологии можно применить в различных типах уроков: вводных, комбинированных, практических, повторительно-обобщающих.
Повторительно-обобщающие уроки интересны будут, если их построить в виде игр. Например, интеллектуальная игра «Математический КВН», «Турнир знатоков математики», «Старинные задачи через века и страны». Для старшеклассников широко применяется проектная деятельность, где сообщения сопровождаются презентациями.
Еще одной сферой применения информационных технологий в практике преподавания математики сегодня является использование ресурсов сети Интернет. Интернет-сфера позволяет органично интегрировать информационные технологии в практику традиционного урока.
Как известно, в процессе обучения математики учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, справочникам и средствам массовой информации. Традиционная библиотека сегодня уже не является основным источником подобного рода информации, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объёме не только на электронных носителях, но и в Интернете.
Электронная библиотека очень удобна в поиске необходимой информации. Учащиеся подбирают много материалов, которые способствуют усвоению учебного материала.
Школьники, активно работающие с компьютером (не обязательно в Интернете), обнаруживают более высокие коэффициенты умственного развития, общей культуры, стремление больше знать и т.п., чем их «не компьютеризированные» одноклассники.
Следует иметь в виду, что не вся информация, представленная в Интернете, является достоверной. Поэтому решающая роль остается за педагогом.
Материалы сети могут использоваться для контроля знаний. На некоторых сайтах содержатся тесты и проверочные задания.
Итак, использование ИКТ в преподавании математики и алгебры превращает учителя в режиссера, а детей из пассивных слушателей в активных участников и соавторов обучения, формирует своеобразную образовательную среду, богатую учебной информацией, позволяющую ученику осуществлять выбор вида и темпа учебной деятельности, развивающую умения четко выполнять поставленную задачу, организовывать свою исследовательскую деятельность.
Исследовав общие подходы к изучению информационных технологий обучения на уроках математики, рассмотрев особенности применения информационных технологий на своих уроках, диагностировав эффективность обучения, я пришла к выводу:
Обучение на уроках математики будет эффективным, если:
-80%
© 2015, Крюченкова Дарья Валерьевна 1174