СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа учителя математики участника апробации по предметам провод. Департаментом образования РФ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая работа участника апробации - учителя математики высшей кв. категории филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа»- «Юлтимеровская общеобразовательная основная школа» Сармановского муниципального района Республики Татарстан Гайнутдинова Мехамата Сабуровича. Часть 3 Профессиональная задача №8 Вы учитель – ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов. Отразите свое профессиональное мнение в решении (форму представления решения выберите на свое усмотрение). 1. Все школьные предметы дают знания об окружающем нас мире и служат одной великой цели: формирование материалистического мировоззрения. На мой взгляд, разумнее организовать и проводить предметные недели по циклам: социально-гуманитарный, естественно-научный и др. При этом, как учитель математики, исходил бы с точки зрения, выражаясь словами великой С. Ковалевской, «Математика – царица всех наук» и «… на свете нет ничего, к чему не могла быть применена математика» и подготовку и проведение предметной недели для обучающихся основной школы с взаимодействием учителей естественно-научного цикла предложил бы рассматривать через призму математической науки. Мой аргумент самый простой: математика – это учение о природе в самом чистом его виде, необходимейший инструмент, без которого невозможно проникновение в суть вещей. К тому же в современном мире активно наблюдается тенденция к математизации знаний. Главную конкретную задачу с учётом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности, я бы определил следующим образом: показать известные изучаемые учебные предметы с неизвестной стороны, их взаимосвязь, формировать целостного взгляда на мир и человека.На своем педагогическом опыте смею утверждать, что и при обучении и при организации внеклассной работы следует придерживаться практико-ориентированного и личностно-ориентированного методов. С целью взаимодействия учителей разных предметов, я предлагаю следующие формы методической работы: • методический совет; • педагогический консилиум; • учительский лекторий; • тематические педсоветы; • научно-практические конференции различного уровня; • педагогические чтения; • круглый стол; • Школа передового опыта; • открытые уроки и мероприятия, мастер-классы; • творческие отчёты; • Школа молодого учителя, наставничество; • опытно-экспериментальная работа; • внутришкольные конкурсы «Учитель года», «Я начинаю путь»; • создание методической копилки; • предметные олимпиады; • методические выставки передового опыта. Как ответственное лицо за подготовку и проведение предметной недели для обучающихся основной школы, предлагаю систему единых требований относительно к планируемым мероприятиям: - продуманность каждого элемента планируемого мероприятия; - разнообразие и развлекательность; - соответствие уровню подготовленности учащихся; - направленность мероприятий, конкурсов, заданий и т.д. расширению знаний, развитию логического мышления учащихся; - развитие творческой и познавательной активности; - развитие индивидуальных и интеллектуальных способностей; -актуальность, направленность на решение задач, поставленных перед участниками предметной недели; - массовость; - наглядность; - культура проведения мероприятия; - сотрудничество с родителями учащихся; - разработка системы оценивания конкурсов и форм поощрений и награждений; - соблюдение этических норм поведения; - акцент на воспитательный характер запланированного мероприятия. 2. № Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос 1 В чем необходимость проведения предметной недели? Помочь в решении проблемы обучения и развития учащихся с широким использованием внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности 2 Как установить взаимосвязь с учителями разных предметов? Обсуждение подготовки и проведения совместной предметной недели на методическом совете школы, создание оргкомитета предметной недели 3 Как организовать подготовительный этап предметной недели? Создать единое положение предметной недели совместно с учителями разных предметов, с предоставлением свободного выбора при определении тем 4 Как привлечь учащихся к активному участию в предметной неделе? Создать разновозрастные объединения с конкретным определением интересов 5 В какой форме организовать мероприятия в рамках предметной недели? В форме развлекательно-игровой, интеллектуально-познавательной, поисково-исследовательской деятельности 6 Как поощрить учащихся, принявших активное участие в предметной неделе и особо выделившихся? Разработать систему поощрения совместно с дирекцией и методическим советом 7 Как достичь поставленных целей и задач в рамках предметной недели? Разработать детально каждое мероприятие по предметам, каждый элемент мероприятия, учитывая вышеуказанные требования в перечне 1 3. № Содержание собираемой информации Источник этой информации Метод работы с этой информацией 1 Методическая Методическая литература по организации внеклассных мероприятий: учебники, пособия, сборники по организации внеурочной деятельности учащихся, интернет-ресурсы Раенко Т. В. Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования. Изд. «Учитель», г. Волгоград, 2014 г. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Самошкина Т. Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности. Педагогическое мастерство: материалы IVМеждународной научной конференции, г. Москва, 2014 г. Использование как руководство к применению 2 Научная (предметная) Учебники, учебные пособия по предметам, телевидение- научно- познавательные программы, энциклопедии, дополнительная литература по отдельным предметам Отбор, использование предоставленной информации в рамках предметной недели: • для сайта, • стенгазеты, • информационного бюллетеня, • школьной прессы, • школьного TV, • для выставки старых книг 4. В рамках предметной недели, как математик, я бы предложил проведение интеллектуально познавательной игры «Что? Где? Когда?» на тему «Эта интересная наука математика». Далее представляется программа интеллектуально-познавательной игры, как фрагмент предметной недели. Интеллектуально-познавательная игра «Что? Где? Когда?» Тема: «Эта удивительная наука - математика» Цели и задачи: расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса, интеллекта, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний; формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой. Оформление: круг, разбитый на сектора, волчок, конверты с указанием номера сектора, музыкальная вставка к игре, песочные часы, мультимедийная установка, презентация, различные предметы, необходимые для игры. Ход игры Звучит музыкальная вставка к игре Ведущий. Добрый день, уважаемые гости и знатоки! Наша очередная игра посвящена самой удивительной науке в мире – математике.«Царица всех наук» - так назвала математику Софья Васильевна Ковалевская. Сегодняшний деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономически и математически грамотные решения, и нести ответственность за их проведение в жизнь. Поэтому «математику следует знать каждому», как учил великий Ломоносов. Просмотр презентации о математике Ведущий. Интеллектуальный клуб Юлтимеровскойосновной школы «Что? Где? Когда?» представляет интеллектуальную игру по математике. Президент клуба – ИсхаковИльназ. Президент. В моих руках хрустальная сова – вечный символ мудрости и знаний всех времен и народов. В конце учебного года мы вручим её самому лучшему знатоку интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Ассистент клуба –АшрафуллинаАделя. Ведущий. Игру представляет сборная команда школы. Капитан команды – АхметшинФаиль (9 кл.) ГайнетдиновАзамат (8 кл.) Гилязев Динар (7 кл.) МуртазинаЛяйсан (7 кл.) Назимова Резеда (6 кл.) Хузин Инсар (5 кл.). Я, как учитель математики, не только люблю эту науку, но и уважаю людей умных и любознательных, а значит вас, уважаемые знатоки. Желаю вам удачи! А для вас, уважаемые гости, вместе со знатоками мы попытаемся доказать, что математика – это не только цифры, а самая удивительная наука из всех наук в мире, и без математики никуда в современном мире. Уважаемые знатоки, занимайте свои места за игральным столом. Объявляется 1 раунд Сектор №1 Вопрос. Уважаемые знатоки! Какой термин лишний в следующем перечне: скорость, время, путь, площадь, метр, секунда, метр/секунда? Ответ: площадь. Объявляется 2 раунд Сектор №2 Внимание, черный ящик! (Не открывается). Вопрос. Внутри черного ящика лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что лежит внутри черного ящика? Ответ: кубик. Объявляется 3 раунд Сектор №3 Вопрос. Уважаемые знатоки! Двенадцатый месяц у нас называется «декабрь». Это слово происходит от греческого «дека» - десять. Отсюда также слово «декалитр» – 10л, «декада» - 10 дней и т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название «десятый»? Чем объяснить это несоответствие? Ответ: раньше новый год начинался с марта. Объявляется 4 раунд Сектор №4 Внимание, черный ящик! (Не открывается). Вопрос. Внутри черного ящика лежит предмет, который был изобретен в Древней Греции. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. Что лежит внутри черного ящика? Ответ: циркуль. Объявляется 5 раунд Сектор №5 Внимание! Уважаемые знатоки, против вас играет ученик 7 класса ИсхаковРумиль. Вопрос. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»? Ответ: землемерие. Объявляется 6 раунд Сектор №6 Супер – блиц. Уважаемые знатоки! Слушайте внимательно условия игры: за игральным столом остается только один игрок. В течение одной минуты, он, не раздумывая, отвечает на три вопроса. Принимайте решение. 1. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе? Ответ: 5 кг. 2. Сколько лет в одном веке? Ответ: сто лет. 3. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь? Ответ: 15 км/час. Объявляется 7 раунд Сектор №7 Внимание, черный ящик! (Не открывается). Уважаемые знатоки, против вас играет ученик 9 класса Нуриахметов Альмир. Вопрос. Уважаемые знатоки, внутри черного ящика лежит предмет бытовой техники. Он был изобретен Архимедом. По этому поводу римский архитектор 1 в. до н. э. Витрувий писал: «…образуются карманы, которые заполняются водой. Поскольку эти карманы при вращении «улитки» как бы бегут вверх, то захваченная ими вода поднимается, пока не выплеснется». Назовите этот предмет. Что находится внутри черного ящика? Ответ: винт. Объявляется 8 раунд Сектор №8 Вопрос. Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. Цифры - условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: М-1000, D – 500, C – 100, L – 50, X – 10, V – 5, I -1. Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX, скажите, уважаемые знатоки, через одну минуту в каком году этот дом был построен? Ответ: 1789год. Объявляется 9 раунд Сектор №9 Внимание, черный ящик! (Открывается). Вопрос. Внутри черного ящика находятся часы. Разбейте циферблат часов, с помощью отрезков, на три части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой из этих частей была одной и той же. Объявляется 10 раунд Сектор №10 Внимание, черный ящик! (Открывается). Вопрос. Разделите данную фигуру на четыре равные фигуры. Объявляется 11 раунд Сектор №11 Внимание! Уважаемые знатоки, против вас играет ученик 9 класса Юсупов Инсаф. Когда был маленький, он спрашивал о дивном небесном явлении взрослых, но ему или вовсе не давали ответа, или говорили: - Да кто ж его знает. То Бог сотворил. И страсть как ему хотелось самому додуматься – допытаться, почему появляется во мраке поднебесья такая красота. Он не только объяснил природу северного сияния, но и стал великим русским ученым. Ему были подвластны все науки: математика, физика, химия, география, история, металлургия, астрономия, геология и др. Он открыл первый в России университет. Вопрос. О каком великом русском ученом идет речь? Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов. Ведущий. На этом игра окончена. Уважаемые знатоки, спасибо вам за вашу интересную игру. Я желаю вам, чтобы выигранные деньги истратили разумно. А вам, уважаемые гости, огромное спасибо за ваше внимание. До новых встреч! Жюри подводит итоги. 5. Перед учителем всегда стоит задача о повышении интереса к предмету через грамотно организованную внеклассную работу. Поэтому учителя должны проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи всей учебно-воспитательной работы школы. Для оценки эффективности проведенной предметной недели следует использовать различные методы исследования: наблюдение, анкетирование, словесную беседу с учащимися и учителями, изучение конечных результатов деятельности учащихся. Самым ярким показателем эффективности проводимой работы станет повышение качества знаний учащихся, активизация познавательной, творческой и практической деятельности. 6.На мой взгляд, предметная неделя с взаимодействием учителей разных предметов в школе, - наиболее удачный вариант внеклассной работы, которая способствует сплочению единого коллектива, способного решить общие задачи, становлению более доверительных отношений между учителями и учащимися, формированию и развитию у учащихся познавательного интереса ради самого процесса познания, единого блока знаний, представляющих целостный взгляд на мир. Кроме всего этого, предметная неделя – это широкая площадка для обмена профессиональным опытом для самих учителей. Вышеуказанная программа интеллектуально-познавательной игры по математике «Что? Где? Когда?» в рамках предметной недели направлена на активизацию интеллектуальных способностей учащихся, на расширение кругозора, во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе учебных занятий умения и навыки, на формирование нового отношения к учёбе как к чему-то ценностному, необходимому не только на уроке, но и вне его. Неформальное учебно-развлекательное взаимодействие учителя и учащихся способствует смягчению строгого педагогического барьера, складыванию более доверительных психолого-педагогических отношений. 7. Предложенные мною формы взаимодействия учителей разных предметов по подготовке и проведению предметной недели в качестве решения профессиональной задачи, на мой взгляд, являются универсальными. Они применимы в организации и проведении различных конкурсов среди учителей и учащимися, предметных олимпиад, отдельных мероприятий воспитательного характера, творческих вечеров, в деятельности Школы передового опыта и наставничества. В конечном счёте всё это может служить хорошей базой для формирования положительного имиджа педагогического коллектива и школы. 8. № Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены и предотвращены предложенным действием 1. Создание оргкомитета по подготовке и проведению мероприятия по конкретному предмету Деловитость, ответственность 2. Привлечение учащихся (желательно массовость) Активность, добровольность, сознательность, свобода на участие, создание благоприятной окружающей среды 3. Создание условий для проявления активной заинтересованности, личной инициативы и делового сотрудничества Свобода выбора, мысли и слова, творчества, доверие, чуткость 4. Изучение и выбор темы Свобода выбора, уважение мнения ребёнка 5. Изучение дополнительной литературы Уважение и поощрение интереса, ответственность 5. Составление сценария совместно с учащимися, программы запланированного мероприятия, их обсуждение и утверждение методическим советом школы и оргкомитетом предметной недели Доверие, уважение, ответственность, взаимопомощь, взаимоуважение 6. Подготовка наглядно-информационного материала Трудолюбие, поощрение организаторских и творческих начал, сознательность 7. Подбор команды участников мероприятия Уважение личности, добровольность, сознательность, целеустремленность, решительность 8. Проведение репетиций Нравственность, поощрение активности, творческого начала 9. Разработка системы оценивания конкурсов и форм поощрений и награждений участников Справедливость, уважение личности ребёнка, честность 10. Правильное распределение нагрузки, учебного и внеурочного времени, бережное отношение к здоровью учащихся Сохранение здоровья детей 11. Привлечение к проведению запланированного мероприятия родителей учащихся (по мере возможности и необходимости) Сотрудничество, свобода на участие в школьной жизни ребёнка, ответственность, гордость 9. Возможные последствия предметной недели в ближайшей перспективе. Для педагога Для обучающихся Формирование творческой команды учителей Повышение интереса к изучаемому предмету Складывание эффективной образовательной среды Повышение качества знаний, умений и навыков Более глубокое погружение в учебные дисциплины в соответствии с их интересами Выявление более одарённых учащихся Понимание своей значимости учащимися, воспитание активности, ответственности, уверенности, самоуважения Создание условий для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей учащихся Активизация поисково-познавательной, творческой и практической деятельности Овладение творческими подходами к преподаванию своего предмета, совершенствование профессионального мастерства Формирование целостного взгляда на мир и человека, расширение кругозора Повышение качества образования и воспитания Образование доброжелательной среды взаимодействия Обмен передовым опытом Формирование культуры поведения, развитие коммуникативных компетенций Пополнение методической копилки Формирование положительной мотивации к обучению Демонстрация значимости изучаемых предметов как часть общечеловеческой культуры Формирование умения оценивать результаты Установление более доверительных отношений между учителями и учащимися Сплочение ученического коллектива На уровне социума: повышение имиджа учреждения в социуме; расширение сетевого взаимодействия На уровне учреждения Школа: сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов; получит эффективную образовательную среду; пополнит методическую базу по предметам; сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся На уровне администрации: мониторинг уровня профессионализма учителя; представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы; подготовка материалов к публикации. На уровне родителей 1. Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой; 2. Высокая степень включенности родителей в деятельность школы; 3. Повышение коммуникативной культуры. Критерии, показатели и методы оценки эффективности Разработанные критерии эффективности проекта «Предметная неделя как средство развития интеллектуальности личности», позволяют выявить - успешность проекта и его значимость для ОУ • Массовость проекта. • Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью. - развитие индивидуальности личности ученика - Владение предметными компетентностями: • Индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. • Достижения классных коллективов в образовательных областях. - Владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями. • формирование имиджа образовательного учреждения • развитие индивидуальности личности учителя - Рейтинговая оценка проведения ПД методическими объединениями на конкурсной основе в рамках творческого отчета предметно-методической кафедры. Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость. На основе этого проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа участников. Значимость проекта для других образовательных учреждений Практическая значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться при организации и проведении предметной недели по любому предмету и в любом образовательном учреждении. После проведения тематической недели целесообразно провести анализ. Это позволит выявить недочеты в организации мероприятий, а также отметить лучших педагогов. За особые достижения в проведении тематической недели педагогов следует премировать и отметить благодарственным письмом на педагогическом совете. Родители воспитанников, принимавшие активное участие в проведении мероприятий, также отмечаются благодарностью на общем родительском собрании.

Категория: Математика
04.12.2017 11:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!