СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как научить ребенка общаться, если он не говорит
Как известно, общение - одна из главных человеческих потребностей. Ребенку с раннего возраста необходимо осваивать навык выражать свои желания, нужды, просить о помощи, устанавливать связь с окружающим миром, хотя до первых слов ему еще далеко.
Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до развития его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребенка.
Родителям, воспитывающим особого ребенка, важно понимать, что общение - понятие более широкое, чем просто устная речь.
Оно включает в себя: восприятие и понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очередность в диалоге.
Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные жизненные ситуации ребенка, даже если он не имеет возможность говорить.
ПОМНИТЕ: продолжительность до вербального (до словесного) периода общения для каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.
Старайтесь в это обучать малыша умению концентрировать внимание и реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, соблюдать очередность в диалоге, подражать взрослому, применять навыки общения в повседневной жизни.
Вырабатывайте у ребенка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей.
Для особого ребенка такой вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимопонимания с окружающим миром.
Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующиеся с языковыми понятиями.
Прежде всего для успешной коммуникации установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.
Научите ребенка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желание, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чем-то сообщить.
Покажите, что вы не понимаете его незрелые или не подходящие к случаю звуки и жесты, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.
При обучении навыкам общения учитывайте прежде всего интересы ребенка; совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки; копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.
Чаще играйте с малышом в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.
В до вербальный период общения проводите планомерную работу по формированию "пред словаря" ребенка, включающего в себя вокализации и жесты, которыми он может выражать свои чувства и потребности.
Организуйте с ребенком совместные игры с использованием различных жестов: например, находясь с малышом перед зеркалом, указательным пальцем обратите его внимание на отражение; словами побуждайте его посмотреть на себя, на маму; жестом покажите на себя, затем попросите ребенка показать на себя, на вас.
В разговоре с ребенком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например, междометия (ай, ой, эй), воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями:
ай - руки прижать к себе, на лице отобразить выражение испуга;
ай-я-яй - укоризненно покачать головой и погрозить пальцем;
ой - на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу;
эй - радостный окрик, руки вытянуть вверх.
При высокой сформированности у ребенка невербального общения он способен использовать разные жесты, которые ассоциируются с языковыми понятиями.
Каждый жест ребенок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определенные сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответственно реагировать.
Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребенку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют его вхождению в мир близких людей.
© 2017, Тыгрынкеу Ида Валерьевна 545