СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить ребенка общаться, если он не говорит

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить ребенка общаться, если он не говорит

Как известно, общение - одна из главных человеческих потребностей. Ребенку с раннего возраста необходимо осваивать навык выражать свои желания, нужды, просить о помощи, устанавливать связь с окружающим миром, хотя до первых слов ему еще далеко.

Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до развития его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребенка.

Родителям, воспитывающим особого ребенка, важно понимать, что общение - понятие более широкое, чем просто устная речь.

Оно включает в себя: восприятие и понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очередность в диалоге.

Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные жизненные ситуации ребенка, даже если он не имеет возможность говорить.

ПОМНИТЕ: продолжительность до вербального (до словесного) периода общения для каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.

Старайтесь в это обучать малыша умению концентрировать внимание и реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, соблюдать очередность в диалоге, подражать взрослому, применять навыки общения в повседневной жизни.

Вырабатывайте у ребенка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей.

Для особого ребенка такой вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимопонимания с окружающим миром.

Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующиеся с языковыми понятиями.

Прежде всего для успешной коммуникации установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.

Научите ребенка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желание, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чем-то сообщить.

Покажите, что вы не понимаете его незрелые или не подходящие к случаю звуки и жесты, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.

При обучении навыкам общения учитывайте прежде всего интересы ребенка; совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки; копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.

Чаще играйте с малышом в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.

В до вербальный период общения проводите планомерную работу по формированию "пред словаря" ребенка, включающего в себя вокализации и жесты, которыми он может выражать свои чувства и потребности.

Организуйте с ребенком совместные игры с использованием различных жестов: например, находясь с малышом перед зеркалом, указательным пальцем обратите его внимание на отражение; словами побуждайте его посмотреть на себя, на маму; жестом покажите на себя, затем попросите ребенка показать на себя, на вас.

В разговоре с ребенком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например, междометия (ай, ой, эй), воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями:

ай - руки прижать к себе, на лице отобразить выражение испуга;

ай-я-яй - укоризненно покачать головой и погрозить пальцем;

ой - на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу;

эй - радостный окрик, руки вытянуть вверх.

При высокой сформированности у ребенка невербального общения он способен использовать разные жесты, которые ассоциируются с языковыми понятиями.

Каждый жест ребенок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определенные сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответственно реагировать.

Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребенку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют его вхождению в мир близких людей.

29.01.2017 07:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП