СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Курсы внеурочной деятельности (П.В. Степанов)
Стараемся вовлечь школьников во внеурочную деятельность
Что значит «вовлечь в деятельность»? Не стоит думать, что если ребенок посещает какие-то внеурочные занятия, то он автоматически уже включен и в деятельность, которая может протекать на этих занятиях. Это не всегда так.
Вовлечь в деятельность - это значит создать такие условия, чтобы у ребенка появилась внутренняя мотивация к участию в этой деятельности, чтобы она направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл.
Если, например, ученик выступает на сцене или работает на пришкольном участке, это еще не означает, что его действия обязательно подчинены творческим или трудовым мотивам. Они вполне могут иметь совершенно иную мотивацию. Ребенок может совершать эти действия, как это, иногда бывает, в «добровольнопринудительном порядке», или просто потому, что так делают все, или из-за нежелания почувствовать на себе недовольство учителя. В этих случаях он совершает те или иные сценические действия или операции с лопатой отнюдь не ради творчества или производства какого-то продукта своего труда, а значит, - в творческую или трудовую деятельность он в полной мере не вовлечен.
Полноценное вовлечение ребенка в деятельность предполагает его внутреннюю готовность к ее осуществлению, его внутреннюю мотивацию, его желание. Только в этом случае личностно развивающий, воспитательный, потенциал внеурочной деятельности может быть реализован в полной мере. А потому те виды внеурочной деятельности, которые предлагает школа своим ученикам, должны быть привлекательны для них, отвечать их потребностям и интересам! Именно на этом, кстати, и настаивает Федеральный государственный образовательный стандарт, говоря о том, что внеурочная деятельность вводится «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся».
Привлекательность внеурочной деятельности для ребенка, способность удовлетворить его интересы и потребности, является, таким образом, первым важнейшим условием вовлечения ребенка в эту деятельность.
Но одного этого условия явно недостаточно. Ведь интерес к определенному виду внеурочной деятельности может привести ребенка в кружок, в спортивную секцию, в научное общество учащихся, в дискуссионный клуб и т.п., но далеко не всегда может удержать его там. Особенно, если внеурочная деятельность организуется педагогом бездарно, скучно, неумело.
Что же нужно для того, чтобы этого не произошло? Организаторские способности педагога? Да. Его коммуникативные способности? Конечно. Мастерство? Разумеется. Но, прежде всего, необходимо, чтобы и для него самого тот или иной вид внеурочной деятельности, в который он вовлекает своих воспитанников, тоже был привлекательным. Важно, чтобы эта деятельность сама по себе была интересна педагогу, чтобы она удовлетворяла и какие-то его потребности - творческие, эстетические, лидерские и т.п.
Сложно себе представить ситуации, при которой детским спортивным тренером становится человек, равнодушный к спорту, а дискуссионный клуб возглавляет педагог, мягко говоря, не склонный к дискуссиям. Много ли детей будет вовлечено этими педагогами во внеурочную деятельность? Несмотря на то, что ответ на этот вопрос очевиден, увы, в жизни школы бывает и такое. Педагогу во внеурочное время часто приходится организовывать такие занятия с детьми, к которым у него «не лежит душа» - по приказу, по необходимости, по разнарядке управления образованием - провести тот или иной тематический классный час, отвезти своих воспитанников на тот или иной городской конкурс, организовать то или иное внеурочное мероприятие.
Привлекательность внеурочной деятельности для педагога, является, таким образом, вторым важнейшим условием вовлечения ребенка в эту деятельность. И, кажется, оно даже более значимо, чем первое. Ведь увлеченный какой-то деятельностью педагог способен увлечь ею даже тех своих воспитанников, которым эта деятельность ранее казалась неинтересной и скучной. Педагог, влюбленный в поэзию А.С. Пушкина, имеет больше шансов передать эту любовь своим ученикам, нежели любой другой учитель. Педагог, будучи страстным театралом, легче приобщит к этому искусству школьников, организуя коллективные выходы в профессиональные театры, ставя собственные любительские спектакли. Педагогу, увлеченному туризмом, несложно сплотить вокруг этой деятельности и своих воспитанников. Это - всем известный факт, и игнорировать его, навязывая педагогу организацию той внеурочной деятельности, которая ему самому кажется малопривлекательной, нельзя. Последствия могут быть, с педагогической точки зрения, весьма печальными - внеурочные занятия детей, конечно, будут этим педагогом организованы, но вот личностно развивающими, воспитывающими, эти занятия вряд ли станут.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 556