СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсы внеурочной деятельности. Сплачиваем детско-взрослые общности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Курсы внеурочной деятельности (П.В. Степанов)

Сплачиваем детско-взрослые общности

Общность - это не синоним слов «группа», «класс», «организация». По крайней мере, эти формы объединений не всегда являются общностями. В общности главное - это переживаемое человеком состояние, ощущение, чувство - чувство общности: с каким-то человеком или группой людей, со своими родителями, с педагогом, с тренером, с детьми, посещающими вместе с ним внеурочные занятия.

Важнейшие характерные признаки общности таковы:

  1. наличие у ее членов чувства сопричастности друг другу, ощущения своей принадлежности к какому-то общему кругу, переживания своей схожести с другими членами общности - схожести интересов, образа жизни, судьбы;
  2. комплиментарность - притягательность, симпатия друг к другу;
  3. неформальные отношения между ее членами (конечно, в рамках той или иной общности могут возникать и формализованные, деловые отношения, но без них общность может прекрасно существовать, а вот без неформальных, глубоко личностных отношений - нет).

Общности могут существовать как на протяжении довольно длительного времени, так и в весьма ограниченные сроки (как, например, игровые общности у детей, существующие до тех пор, пока длится объединяющая их игра).

Общности существуют, в первую очередь, как субъективно переживаемые их членами явления и лишь во вторую - как объективные данности для других.

У общности (особенно если она является детско-взрослой, то есть общностью, объединяющей детей и взрослых) есть еще одна замечательная особенность. С ней неразрывно связаны процессы личностного развития ребенка, его социализации и воспитания. Заметим, детско-взрослая общность не просто играет важную роль в воспитании ребенка: без детско-взрослой общности оно просто немыслимо! Оно может осуществляться только в общностях, которые тот образует со значимыми для него взрослыми людьми. Другими словами, ребенок перенимает знания, отношения, действия тех людей, общность с которыми он переживает.

Отождествляя себя с ними, он перенимает их установки, делает их своими собственными.

По мере взросления ребенка его социальное окружение становится все шире, он начинает встречаться с другими людьми, испытывать на себе влияние других норм, видеть другие интерпретации действительности, сталкиваться с другими толкованиями истины, добра, красоты. Ситуация с его воспитанием и социализацией усложняется: чьи установки окажутся для него более значимыми, в какую сторону направится вектор его ценностного самоопределения, кто будет в большей мере влиять на становление его картины мира - родители, друзья, педагоги, какие-то иные взрослые? А будут это как раз те люди, с кем ребенок сможет почувствовать свою общность, с кем он сможет установить важнейшую для своего личностного развития духовную связь.

Следовательно, для достижения педагогом планируемых целей воспитания ему нужно стремиться конструировать такие детско-взрослые общности, а именно:

  • стараться устанавливать помимо, безусловно важных, функциональных, деловых отношений, также и неформальные отношения с ребенком;
  • стараться сделать так, чтобы и у него самого, и у ребенка возникало ощущение их принадлежности к некоему общему кругу (например, любителей древней истории - на заседаниях исторического клуба, почитателей творчества Р.Р. Толкина - во время занятий литературного кружка, туристов-водников - во время сплавов на байдарках и т.п.);
  • стараться сделать так, чтобы это ощущение переросло во взаимную комплиментарность, стать чем-то интересным для ребенка, притягательным: своими увлечениями, знаниями, профессионализмом, характером, какой-то своей нетривиальностью (многие педагоги - В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский - отмечали особую притягательность для ребенка этой педагогической незаурядности, но, пожалуй, лучше всего об этом сказал В.А. Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Самое плохое, когда учитель - “пирожок ни с чем”».

Возникают такого рода детско-взрослые общности, разумеется, не на пустом месте, а как раз в процессе тех или иных совместных дел педагога и его воспитанников. Они могут быть самыми различными по своей конфигурации.

Это могут быть парные общности, объединяющие только одного взрослого и одного ребенка. Такую общность могут образовать, например, ученик и его любимый учитель, спортсмен и его персональный тренер. Это отнюдь не массовое для системы образования явление, но все же оно встречается довольно часто. Такие общности обладают, пожалуй, самым большим воспитательным потенциалом, и, если ребенок находит среди окружающих его педагогов того, кто становится для него значимым взрослым, то, разумеется, этот самый взрослый становится для него и очень влиятельным воспитателем. Наверное, многие из работающих или работавших когда-то в школе педагогов могут вспомнить того ребенка, для кого они становились значимыми взрослыми, как, наверное, многие могли бы вспомнить и встреченного когда-то ими самими того единственного (а для кого-то и не

единственного) учителя, который повлиял на их собственную жизнь и судьбу.

Гораздо более распространенными в образовательных учреждениях являются общности-группы. Таковыми могут стать, например, кружок, который посещает школьник, или труппа школьного театра, с которой он выступает. Здесь перенимаемые ребенком знания, отношения, действия подкрепляются сигналами от других членов общности, как бы говорящих ему: «ты наш», «ты свой», «ты такой же, как и мы». Здесь в действиях, нормах, ценностях других детей он видит подтверждение своим действиям, нормам и ценностям.

Могут существовать и интернет-общности, складывающиеся в глобальной паутине. Сегодня количество такого рода общностей все растет и растет, но те из них, которые можно было бы назвать педагогизированными, встречаются пока еще очень редко. Между тем, педагоги постепенно проникают и в компьютерные сети, создавая вместе со своими воспитанниками сообщества в социальных сетях или объединяясь в них с близкими им по духу или роду деятельности другими детьми и взрослыми.

Наконец, это могут быть и общности, которые ребенок образует лишь актом своего воображения - общности в воображении. Например, общности с героями полюбившихся книг, прочитанных ребенком по совету взрослого, с историческими деятелями, которые привлекли внимание ребенка на проведенных учителем занятиях кружка и т.п. В таких общностях педагог присутствует латентно, скрыто.

Все названные нами выше социальные объединения становятся для ребенка личностно развивающими, воспитывающими общностями только тогда и на то время, когда и как долго он будет переживать свою общность с другими членами объединения. Как только это субъективное чувство общности пропадает, можно говорить об исчезновении и самой общности.

Подведем итог. Грамотно организованные воспитывающие курсы внеурочной деятельности возможны тогда, когда они разворачиваются как совокупность взаимосвязанных педагогических действий, а именно:

  • когда педагог приступает к организации внеурочной деятельности в соответствии с четкими, осмысленными им целями воспитания;
  • когда ему удается вовлечь школьников в интересные для них виды внеурочной деятельности;
  • когда он подбирает личностно развивающие, воспитывающие формы и содержание совместной с детьми внеурочной деятельности;
  • когда на основе этой деятельности ему удается создавать детско-взрослые общности, объединяющие его и школьников.

В единстве этой цепочки основных педагогических действий возможна эффективная организация курсов внеурочной деятельности.

07.08.2021 07:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП