СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методика работы над изложением
Каждый урок русского языка должен быть уроком развития речи. Тем не менее, в методике выделяют особый тип урока – урок развития речи (подготовка к написанию изложений и сочинений и непосредственно написание).
Изложение – более сложный вид речевого творчества, чем сочинение.
Роли ученика
Изложение |
Сочинение |
Слушатель (читатель) |
- |
Пересказчик |
Писатель |
Редактор |
Редактор |
Корректор |
Корректор |
Этапы урока развития речи (работа над изложением)
Требования к проведению изложения
Объем текста для изложения
2 класс – 40-50 слов
3 класс – 60-70 слов
4 класс – 80-90 слов
Задание 1:
Составьте по представленному тексту вопросы для написания изложения по вопросам. Подготовьте 2 варианта вопросов:
1 вариант: для начального этапа в работе над изложением (или для класса со слабым речевым развитием);
2 вариант: для класса, развитого в речевом отношении.
! Постарайтесь избегать вопросов, ответы на которые дублируют предложения из текста.
Текст
Спасли колхозное добро
Этот случай произошел в деревне Могутово. В полдень в свинарнике возник пожар. Огонь охватил кровлю. Это увидели четыре школьника.
Один из них помчался в деревню звать людей. Его товарищи побежали к свинарнику. Они выгнали свиней на улицу. Животные были спасены. К этому времени подоспели колхозники. Они потушили огонь.
За мужество и находчивость отважным школьникам объявлена благодарность.
(57 слов)
Классификация изложений
Основание для классификации |
Виды изложений |
По цели проведения |
Обучающие (в начальной школе, со 2 класса) Контрольные |
По содержанию |
Полные Выборочные С дополнительным заданием (дополнение текста отсутствующим началом, концом, серединой, изменение лица рассказчика, придумывание продолжения текста и т.п.) |
По объему |
Подробные (близкие к тексту) Сжатые |
По наличию дополнительных учебных задач |
По знакомому тексту По незнакомому тексту По тексту, воспринятому на слух По тексту, воспринятому зрительно По тексту, воспринятому зрительно и на слух |
Характеристика некоторых видов изложений
Подробное изложение (близкое к тексту) – это письменный пересказ, близкий к тексту образца, в котором подробно передаётся содержание и сохраняется язык автора. Обучение подробному изложению следует начинать с повествовательного текста, а затем вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, описание внешности персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.
Приемы работы:
Пример организации работы при написании подробного изложения
Можно использовать прием прогнозирования содержания текста на основе заголовка.
-Сегодня мы будем работать с текстом, написанным на основе произведения известной детской писательницы Веры Васильевны Чаплиной. Почти все её рассказы о животных. И это не случайно. В детстве Вера была разлучена со своими родителями и оказалась в детском доме. И только любовь к животным спасла её от горя и отчаяния. Много лет Вера Чаплина проработала в Московском зоопарке и наблюдала массу забавных и даже удивительных историй, связанных с её питомцами. Одну из таких историй вы сегодня услышите.
-Текст называется «Притворщица».
Как вы думаете, кто, судя по названию, может быть героем этого произведения?
Можно дать варианты названий, если ученики затрудняются.
В одном Московском зоопарке жила… (кто же?) большая горилла. Однажды утром она неожиданно (что могло произойти?…) заболела. Обезьяна отказывалась от еды, закатывала глаза и громко стонала. Служитель зоопарка вызвал ветеринара.
Врач внимательно осмотрел обезьяну, не нашёл у неё никаких серьёзных проблем со здоровьем и решил, что животное объелось. Он дал горилле лекарство и ушёл.
Что же было дальше?
И тут случилось невероятное. Обезьяна мгновенно выздоровела. Оказалось, что она вовсе не была больна, а специально притворялась. (Как вы думаете, а зачем она притворилась?) Во время осмотра горилла вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и пошла гулять по зоопарку. ……
Кто? Где? Когда? С чего началось?
Как развивались события?
Чем всё закончилось? Что вас удивило?
Что рассмешило или огорчило в этом произведении?
© 2022, Дмитриева Маргарита Дмитриевна 281