СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над изложением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы над изложением

Каждый урок русского языка должен быть уроком развития речи. Тем не менее, в методике выделяют особый тип урокаурок развития речи (подготовка к написанию изложений и сочинений и непосредственно написание).

Изложение – более сложный вид речевого творчества, чем сочинение.

Роли ученика

Изложение

Сочинение

Слушатель (читатель)

-

Пересказчик

Писатель

Редактор

Редактор

Корректор

Корректор

Этапы урока развития речи (работа над изложением)

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.
  3. Восприятие текста учениками.
  4. Смысловой анализ текста (беседа по содержанию; цель - проверить, понят ли текст в целом, его тема, основная мысль). Определение действующих лиц (поиск контекстуальных синонимов). Возможна работа в группах. Запись контекстуальных синонимов на доске.
  5. Структурный анализ текста. Составление плана (выявление микротем, выделение частей, выяснение особенностей содержания каждой части, составление плана или обдумывание готового плана). 2 класс – план на доске, 3-4 класс – план в тетради
  6. Языковой анализ текста (наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов).
  7. Пересказ текста по плану.
  8. Орфографическая подготовка.
  9. Повторное восприятие текста.
  10. Самостоятельная работа по написанию изложения (работа с черновиком).
  11. Редактирование (проверка содержания), корректировка (орфографическая и пунктуационная правка) текста учеником.
  12. Чистовая запись текста.
  13. Рефлексия.

Требования к проведению изложения

Объем текста для изложения

2 класс – 40-50 слов

3 класс – 60-70 слов

4 класс – 80-90 слов

  1. Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть понятный ребёнку данного возраста сюжет, ясны действующие лица.
  2. В тексте должно быть небольшое количество микротем.
  3. Все слова должны быть понятны по значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи.
  4. Построение текста также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы.
  5. На начальном этапе обучения важно зрительное восприятие текста.
  6. Сначала дети учатся писать изложение по вопросам учителя. Важно постепенно переходить к таким вопросам, ответы на которые не повторяют предложения из текста.

Задание 1:

Составьте по представленному тексту вопросы для написания изложения по вопросам. Подготовьте 2 варианта вопросов:

1 вариант: для начального этапа в работе над изложением (или для класса со слабым речевым развитием);

2 вариант: для класса, развитого в речевом отношении.

! Постарайтесь избегать вопросов, ответы на которые дублируют предложения из текста.

Текст

Спасли колхозное добро

Этот случай произошел в деревне Могутово. В полдень в свинарнике возник пожар. Огонь охватил кровлю. Это увидели четыре школьника.

Один из них помчался в деревню звать людей. Его товарищи побежали к свинарнику. Они выгнали свиней на улицу. Животные были спасены. К этому времени подоспели колхозники. Они потушили огонь.

За мужество и находчивость отважным школьникам объявлена благодарность.

(57 слов)

Классификация изложений

Основание для классификации

Виды изложений

По цели проведения

Обучающие (в начальной школе, со 2 класса)

Контрольные

По содержанию

Полные

Выборочные

С дополнительным заданием (дополнение текста отсутствующим началом, концом, серединой, изменение лица рассказчика, придумывание продолжения текста и т.п.)

По объему

Подробные (близкие к тексту)

Сжатые

По наличию дополнительных учебных задач

По знакомому тексту

По незнакомому тексту

По тексту, воспринятому на слух

По тексту, воспринятому зрительно

По тексту, воспринятому зрительно и на слух

Характеристика некоторых видов изложений

Подробное изложение (близкое к тексту) – это письменный пересказ, близкий к тексту образца, в котором подробно передаётся содержание и сохраняется язык автора. Обучение подробному изложению следует начинать с повествовательного текста, а затем вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, описание внешности персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.

Приемы работы:

  1. Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.
  2. Чтение текста с прогнозированием.
  3. Беседа по содержанию текста (на основе модели текста-повествования).
  4. Анализ текста (определение начала каждой части, выделение ключевых слов, выделение опорных слов, заполнение таблицы – на выбор). Текст читается по частям.
  5. Составление плана.
  6. Пересказ по плану.

Пример организации работы при написании подробного изложения

  1. Орг.момент.
  2. Постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Можно использовать прием прогнозирования содержания текста на основе заголовка.

-Сегодня мы будем работать с текстом, написанным на основе произведения известной детской писательницы Веры Васильевны Чаплиной. Почти все её рассказы о животных. И это не случайно. В детстве Вера была разлучена со своими родителями и оказалась в детском доме. И только любовь к животным спасла её от горя и отчаяния. Много лет Вера Чаплина проработала в Московском зоопарке и наблюдала массу забавных и даже удивительных историй, связанных с её питомцами. Одну из таких историй вы сегодня услышите.

-Текст называется «Притворщица».

Как вы думаете, кто, судя по названию, может быть героем этого произведения?

Можно дать варианты названий, если ученики затрудняются.

  1. Восприятие текста учениками (прием чтения текста с прогнозированием).

В одном Московском зоопарке жила… (кто же?) большая горилла. Однажды утром она неожиданно (что могло произойти?…) заболела. Обезьяна отказывалась от еды, закатывала глаза и громко стонала. Служитель зоопарка вызвал ветеринара.

Врач внимательно осмотрел обезьяну, не нашёл у неё никаких серьёзных проблем со здоровьем и решил, что животное объелось. Он дал горилле лекарство и ушёл.

Что же было дальше?

И тут случилось невероятное. Обезьяна мгновенно выздоровела. Оказалось, что она вовсе не была больна, а специально притворялась. (Как вы думаете, а зачем она притворилась?) Во время осмотра горилла вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и пошла гулять по зоопарку. ……

  1. Смысловой анализ текста (беседа по содержанию текста). Ориентировочные вопросы:

Кто? Где? Когда? С чего началось?

Как развивались события?

Чем всё закончилось? Что вас удивило?

Что рассмешило или огорчило в этом произведении?

10.04.2022 18:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП