СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы коррекции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника

Категория участников

 (показания к применению и использования для психокоррекции)

Для кого?

Цели и задачи

 

Для чего?

Развивающая составляющая

Формы и варианты проведения

 

Игротерапия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для детей

Игра - символический язык для самовыражения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для взрослых

Недирективная игровая психотерапия

 

Поведенческая игровая психотерапи

 

Структурированная игровая психотерапия

 

 

 

 

     

Цель такой террарии - не изменять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть собой.

 игра может открыть нам, что пережил ребенок; как он реагирует на то, что пережил; какие у него возникли чувства, связанные с пережитым; какие желания, мечты и потребности появились у ребенка и в чем заключаются особенности его Я-концепции.

 

Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.

 

Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся им не решаемыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средствами игротерапии может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе которых детский душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фантастическом виде, отражающем динамику бессознательных процессов.

 

Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.

Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи

Психодрама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом.      Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции.

 

Цель психодрамы диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания.

Задачи психодрамы:

1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.

2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.

3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

 

Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы.

формы психодрамы:

1. Психодрама, центрированная на протагонисте.

2. Психодрама, центрированная на теме.

3. Психодрама, направленная на группу.

4. Психодрама, центрированная на группе.

Основные фазы психодрамы

1. Разогрев и разминка.

2. Собственно драматическое действие.

3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

 

 

 

 

Психогимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.

 

   

 

 Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

Психогимнастика включает в себя три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами:

1. Подготовительную.

2. Пантомимическую.

3. Заключительную.

Подготовительная часть психогимнастического занятия

Задачи:

·     уменьшение напряжения участников группы;

·    снятие страхов и запретов;

·    развитие внимания;

·    развитие чувствительности к собственной двигательной активности, активности других людей;

·    сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы.

 Пантонимическая часть

Задачи:

    формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

Заключительная часть

Задачи:

 способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятий, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.

В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов.

Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, пантамима в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе.

Наприме, к такого рода упражнениям относятся:

·     гимнастика с запаздыванием. Вся группа повторяет за одним из ее участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает;

·    передача ритма по кругу. Вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм;

·    передача движения по кругу. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом таким образом, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед продолжает это действие, таким образом, воображаемый предмет обходит весь круг;

·    зеркало. Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движения своего партнера.

 

     Другой вид упражнений направлен главным образом на снятие напряжения и состоит из простейших движений, например, "Я иду по воде" "Я иду по горячему песку", "Спешу на работу", "Возвращаюсь с работы", "Иду к врачу", "Иду на занятие группы" и т.д. Сюда же относятся упражнения по типу "третий лишний", для чего могут использоваться разнообразные подвижные игры.

    Используются и другие упражнения, связанные с тренировкой понимания невербального поведения других и развитием способности выражения своих чувств и мыслей с помощью невербального поведения: договориться о чем-либо с другим человеком с помощью только жестов (разговор через толстое стекло); изобразить то или иное состояние или чувство (радость, раздражение, обиду, сочувствие и т.д.); изобразить психологические особенности свои или другого человека (каков я есть, каким бы я хотел быть, каким кажусь окружающим); понять, какое чувство или мысль хотел выразить другой человек с помощью невербального поведения; обратить на себя внимание группы и т.д.

 

Музыкотерапия-

психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Для коррекции эмоцииональных отклонений, стра-хов, двигательных и речевых расст-ройств, психосо-матических забо-леваний, откло-нений в поведении, при коммуника-тивных затруд-нениях и др.

1)-для эмоциональ-ного активирова-ния в ходе вербаль-ной психотерапии,

2)- для развития навыков межлич-ностного общения-коммуникативных функций и способ-ностей,

3)-для регулирую-щего влияния на психовегетативные процессы,

4)-для развития эс-тетических потреб-ностей.

- катарсис;

-эмоциональная разрядка;

-регулирование эмоционального состояния;

-облегчение осоз-нания собственных переживаний;

-конфронтация с жизненными проб-лемами;

-повышение соци-альной активности;

-приобретение но-вых средств эмоци-ональной экспресс-сии;

-облегчение фор-мирования новых отношений и уста-новок.

1.Рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи( 3 произве-дения по 10-15 ми-нут; на основе посте-пенного изменения настроения)-пациенты прослу-шивают произве-дение, а затем об-суждают собствен-ные переживания, фантазии, возникшие в ходе прослушив-ия.

2.Активная музы-котерапия-выра-жение чувств и про-ведение диалога при помощи музыкаль-ных инструментов и др.

 

Метод Морита

Д.Рейнордс: Метод преодоления ограни-чений налагаемых людьми на самого себя (принятие самого себя каким ты есть)

Когнетивная психо-терапия.

 

Невротические состояния  (комплекс с элементами неврас-тении, ипохондрии, навязчивостей)

 

- Достижение пациентом  хорошего самочувствия через изменение уклада жизни.

- Всесторонняя адап-тация и гармонизация личностного развития

Направленноть – кор-рекция личностных проявлений.

 

Развитие здоровых привычек, обучении работе с вниманием пациента и шаги по выполнению задач и целей.

 

Индивидуальная форма.

 

Варианты проведения: стационарный (Япо-ния), консультирова-ние, образовательный подход (США)

Проективный рисунок

творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

 

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов

 

эмпатическое принятие ребенка;

создание психологической атмосферы и психологической безопасности;

эмоциональная поддержка ребенка;

 постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;

тематическое структурирование задачи;помощь в поиске формы выражения темы;

отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

 

Предметно-тематические.

 Образно-символические.

  Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.

 Игры и упражнения с изобразительным материалом.

Задания на совместную деятельность.

 

Категория: Психологу
09.01.2015 12:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП