© 2015, Бондарчук Тамара Николаевна 840
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Техника |
Категория участников (показания к применению и использования для психокоррекции) Для кого? |
Цели и задачи
Для чего? |
Развивающая составляющая |
Формы и варианты проведения |
Игротерапия
|
Для детей Игра - символический язык для самовыражения;
Для взрослых Недирективная игровая психотерапия
Поведенческая игровая психотерапи
Структурированная игровая психотерапия
|
Цель такой террарии - не изменять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть собой. игра может открыть нам, что пережил ребенок; как он реагирует на то, что пережил; какие у него возникли чувства, связанные с пережитым; какие желания, мечты и потребности появились у ребенка и в чем заключаются особенности его Я-концепции.
Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои |
Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся им не решаемыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.
|
Средствами игротерапии может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе которых детский душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фантастическом виде, отражающем динамику бессознательных процессов.
Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи |
Психодрама
|
Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции.
|
Цель психодрамы диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Задачи психодрамы: 1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов. 2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом. 3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования. 4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
|
Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. |
формы психодрамы: 1. Психодрама, центрированная на протагонисте. 2. Психодрама, центрированная на теме. 3. Психодрама, направленная на группу. 4. Психодрама, центрированная на группе. Основные фазы психодрамы 1. Разогрев и разминка. 2. Собственно драматическое действие. 3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).
|
Психогимнастика
|
Психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.
|
Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента. Психогимнастика включает в себя три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами: 1. Подготовительную. 2. Пантомимическую. 3. Заключительную. Подготовительная часть психогимнастического занятия Задачи: · уменьшение напряжения участников группы; · снятие страхов и запретов; · развитие внимания; · развитие чувствительности к собственной двигательной активности, активности других людей; · сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы. Пантонимическая часть Задачи: формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей. Заключительная часть Задачи: способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятий, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. |
В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. |
Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, пантамима в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Наприме, к такого рода упражнениям относятся: · гимнастика с запаздыванием. Вся группа повторяет за одним из ее участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает; · передача ритма по кругу. Вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм; · передача движения по кругу. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом таким образом, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед продолжает это действие, таким образом, воображаемый предмет обходит весь круг; · зеркало. Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движения своего партнера.
Другой вид упражнений направлен главным образом на снятие напряжения и состоит из простейших движений, например, "Я иду по воде" "Я иду по горячему песку", "Спешу на работу", "Возвращаюсь с работы", "Иду к врачу", "Иду на занятие группы" и т.д. Сюда же относятся упражнения по типу "третий лишний", для чего могут использоваться разнообразные подвижные игры. Используются и другие упражнения, связанные с тренировкой понимания невербального поведения других и развитием способности выражения своих чувств и мыслей с помощью невербального поведения: договориться о чем-либо с другим человеком с помощью только жестов (разговор через толстое стекло); изобразить то или иное состояние или чувство (радость, раздражение, обиду, сочувствие и т.д.); изобразить психологические особенности свои или другого человека (каков я есть, каким бы я хотел быть, каким кажусь окружающим); понять, какое чувство или мысль хотел выразить другой человек с помощью невербального поведения; обратить на себя внимание группы и т.д.
|
Музыкотерапия- психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. |
Для коррекции эмоцииональных отклонений, стра-хов, двигательных и речевых расст-ройств, психосо-матических забо-леваний, откло-нений в поведении, при коммуника-тивных затруд-нениях и др. |
1)-для эмоциональ-ного активирова-ния в ходе вербаль-ной психотерапии, 2)- для развития навыков межлич-ностного общения-коммуникативных функций и способ-ностей, 3)-для регулирую-щего влияния на психовегетативные процессы, 4)-для развития эс-тетических потреб-ностей. |
- катарсис; -эмоциональная разрядка; -регулирование эмоционального состояния; -облегчение осоз-нания собственных переживаний; -конфронтация с жизненными проб-лемами; -повышение соци-альной активности; -приобретение но-вых средств эмоци-ональной экспресс-сии; -облегчение фор-мирования новых отношений и уста-новок. |
1.Рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи( 3 произве-дения по 10-15 ми-нут; на основе посте-пенного изменения настроения)-пациенты прослу-шивают произве-дение, а затем об-суждают собствен-ные переживания, фантазии, возникшие в ходе прослушив-ия. 2.Активная музы-котерапия-выра-жение чувств и про-ведение диалога при помощи музыкаль-ных инструментов и др. |
Метод Морита Д.Рейнордс: Метод преодоления ограни-чений налагаемых людьми на самого себя (принятие самого себя каким ты есть) |
Когнетивная психо-терапия.
Невротические состояния (комплекс с элементами неврас-тении, ипохондрии, навязчивостей)
|
- Достижение пациентом хорошего самочувствия через изменение уклада жизни. - Всесторонняя адап-тация и гармонизация личностного развития Направленноть – кор-рекция личностных проявлений.
|
Развитие здоровых привычек, обучении работе с вниманием пациента и шаги по выполнению задач и целей.
|
Индивидуальная форма.
Варианты проведения: стационарный (Япо-ния), консультирова-ние, образовательный подход (США) |
Проективный рисунок |
творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
|
Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов
|
эмпатическое принятие ребенка; создание психологической атмосферы и психологической безопасности; эмоциональная поддержка ребенка; постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком; тематическое структурирование задачи;помощь в поиске формы выражения темы; отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.
|
Предметно-тематические. Образно-символические. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции. Игры и упражнения с изобразительным материалом. Задания на совместную деятельность.
|
© 2015, Бондарчук Тамара Николаевна 840