СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Да простят меня мои читатели! Сегодняшняя моя публикация вызовет неоднозначные реакции: кто-то решит, что я обижаюсь или ною, кому-то заметка покажется злой. Но как ни странно, кого-то она сделает добрее и умнее.
Один из своих семинаров Наталья Грэйс начала с фразы: «Я хочу поднять вопрос об уважении к тренеру!» Я навострила ушки, потому что тема такая «неудобная». Смело! Она минут 10 «воспитывала» аудиторию, рассказала о том, как долго и тщательно готовится к организации и проведению тренингов, держа на контроле каждую мелочь, вплоть до того, чтобы из проходов в зале были убраны провода… И, однако, как бы ни старался ведущий, всегда в зале найдется недовольный, который скажет в конце встречи, что «начали не вовремя», уйдёт после перерыва, требуя вернуть деньги (да что угодно в таком роде)… Работая в Санкт-Петербурге, я впервые увидела бизнес-«закулисье» оратора, что на самом деле стоит за выступлением перед аудиторией (это уже финалочка всей работы!)
Да, конечно, если тренер приглашает людей на мероприятие, то это его ответственность и материалы подобрать, и помещение, и время, и «аудиторию держать в тонусе», и разруливать непредвиденные ситуации так, чтобы присутствующие даже не заметили, что пошло не так… И когда всё удаётся, пришедшие получили то, что ожидали, все довольны, и слышать благодарности приятно!
А всё это длинное предисловие, чтобы стало понятно, «какая боль! какая боль!» у тренеров/коучей/психологов.
Называется это «потребительское отношение». Но я применю выражение посильнее (его мне подарил 3 года назад питерский коллега) – потреблятство. Я округлила глаза: что это такое? Использование другого человека, его времени, энергии и других ресурсов без взаимной отдачи, как ДОЛЖНОЕ (кстати, многие так относятся и вообще ко всем. но я всё же вернусь к своей реальности).
Так вот, ко мне часто (абсолютно точно чаще, чем к «соседке тёте Маше») обращаются, чтобы я выслушала и что-то посоветовала… Ко мне никто ни разу не пришёл с просьбой сделать массаж, подстричь, сменить набойку на каблуке… И не трудно догадаться, почему, ведь правда? Нет-нет, я не говорю сейчас о клиентах! Только о тех знакомых людях, которые обращаются как бы между делом, по-свойски.
Я всегда любое обращение воспринимала с душевной отдачей, всё внимание отдавала просящему (раз человек просит, значит, ему надо – как не помочь!) И не замечала, что так вот человек раз за разом «качает» из меня халявную энергию, при этом советы может и не применять, как будто просто статистику собирает, «ещё одно мнение»… А ведь я не «соседка тётя Маша», которая просто послушает и посудачит о проблеме, да ещё и сама терапию с вами пройдет, ведь безсознательно она ощущает облегчение от того, что у неё нет ваших проблем! Я же, слушая вас, работаю! В чём разница? Я слушаю каждое слово, «читаю» невербальные сигналы, и для меня имеет значение даже то, в каком времени вы сейчас глагол употребили, какие предлоги звучат в вашей речи, куда в какой-то момент скользнул ваш взгляд или изменился ритм дыхания… Для меня это симптомы ваших внутренних «программ», и беседу я осознанно ВЫСТРАИВАЮ, а не простое бла-бла-бла по ходу… Работа консультанта требует концентрации и очень энергозатратна, просто никто этого не видит снаружи, нет же на лбу «батарейки» как на дисплее телефона, когда понятно, что пора подзарядить.
Несколько лет назад я, уработавшись, попала в больницу на 10 дней с кучей всего, в основе чего было эмоциональное истощение. Угадайте, сколько человек из тех, кому я безотказно помогала, пришли, позвонили, написали? Ни один! Я не злопамятная, в смысле, на каких-то конкретных людей я не затаила зла, но задумалась, какой же урок мне следует извлечь и при этом не стать равнодушнее? Тогда я еще имела стабильную зарплату, и самой большей потерей было только разочарование. А полгода назад снова ТАК напомогалась, что пришлось отказать всем клиентам, из-за чего я потеряла ещё и месячный доход. Дороговато, однако, мне обходится помощь друзьям, которая им ничего не стоит! Многие уважаемые психологи, обучающие консультированию, называют правило №1 «Бесплатные советы НЕ ра-бо-та-ют!» Я убеждалась в этой формулировке уже десятки раз! Поэтому, когда хорошие знакомые вновь и вновь заводят «душевные беседы», что-то съёживается внутри от сочувствия и мигающей кнопки «потреблятство»! От своих же коллег и наставников слышала и до сих пор слышу, что мне надо учиться говорить: «Нет!» Недавно мне даже астролог сказал, что это мой кармический урок! Уфф! Кажется, пришло время его выучить…
Теперь я придумала наглядный пример для халявщиков.
- Вот представь, что я не психолог, а гинеколог. Ты встречаешь меня на улице, и так, между делом, говоришь мне: «Слушай, посмотри, что у меня там…» - «Ну, снимай штаны, посмотрю». А еще клёвее, без предупреждения взять, да и снять штаны, и показать. И ведь не ради того, чтобы подруга полюбовалась на всю эту красоту, а залезла вовнутрь, поковырялась и подлечила!
Люди начинают смеяться, когда я это рассказываю. Ведь никому же в голову не придёт демонстрировать, что там, где попало, когда попало и кому попало. А почему душу наизнанку можно выворачивать где и когда заблагорассудится? И СТАВИТЬ МЕНЯ В УСЛОВИЯ РАБОТЫ ВМЕСТО ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, НЕ СПРАШИВАЯ МОЕГО СОГЛАСИЯ… Парадокс!
Так что, дорогие мои, в следующий раз, когда вы придёте за бесплатными советами, я буду понимать, что это означает только две вещи: 1 – вы признаёте мой профессионализм (и вот за это вам спасибо) и 2 – вы обесцениваете меня как личность (мое время, усилия…). В этом случае для вас эффективнее будет обратиться к другому специалисту или… просто посудачить с соседкой тётей Машей…
© 2020, Хмельницкая Оксана Владимировна 296