СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О примерной программе воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

О примерной программе воспитания (П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова)

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагогиэнтузиасты.

Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.

В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.

В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.

Реализация на практике этих относительно новых требований ФГОС происходит не всегда просто. Проведенный нами анализ состояния воспитания в школах России показал наличие здесь серьезных проблем. Назовем лишь две из них:

Во-первых, это проблема имитации воспитания – его подмена или массовыми мероприятиями в свободное от уроков время (на которые велено приводить детей и куда они сами не очень-то хотят идти), или профилактическими беседами с детьми по тому или иному поводу (которые опять же велено проводить). В первом случае педагог выступает скорее массовиком-затейником, во втором – морализатором. И в том, и в другом случае ребенок занимает пассивную позицию во взаимодействии со взрослыми, что в воспитании недопустимо.

Во-вторых, это проблема бюрократизации воспитания. Речь идет об излишне большом объеме, количестве, а также неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых школой документов – и это при нехватке у школ времени на реальную работу с детьми.

Эти проблемы, к сожалению, не решаются в одночасье. Для этого требуется большая работа, связанная с созданием соответствующих условий для педагогов. И ее нужно с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться. Такой отправной точкой, по замыслу Министерства просвещения Российской Федерации, должна стать примерная программа воспитания, которая задала бы некоторый образец, показывающий школам реальные пути и способы воспитательной работы с детьми. Такая программа в 2019 году была разработана Институтом стратегии развития образования РАО.

05.08.2021 08:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП