СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О примерной программе воспитания. Особенности примерной программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

О примерной программе воспитания (П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова)

Особенности примерной программы выделяют ее среди других похожих документов, появлявшихся ранее. Рассмотрим основные из них.

«Программа-конструктор».

Примерная программа воспитания представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. На ее основе каждая образовательная организация может собрать свою собственную рабочую программу. Школа может взять за основу содержание ее разделов и лишь корректировать их там, где это необходимо – добавить нужные или удалить неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которую она будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить образовательные организации от излишней «бумажной» работы. По сути, разработчикам школьных программ остается лишь скорректировать имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней свой ежегодный план воспитательной работы.

«Одна школа – одна программа».

На основе примерной программы воспитания образовательным организациям предлагается разрабатывать не три программы, соответствующие трем уровням образования (как это было ранее), а одну общую программу воспитания. Конкретизацию воспитательной работы по уровням образования предлагается делать лишь в ежегодных планах воспитательной работы, и тогда, когда это соответствует реальному разделению данной работы по уровням образования. Это позволяет сократить объем и количество обязательной школьной документации.

«Единство цели».

Провозглашаемая программой цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье1. Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют. Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Кроме того, в этой общей цели воспитания выделены и отдельные целевые приоритеты, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, подростков и старшеклассников.

1Этот перечень был сформулирован замечательным педагогом В.А.Караковским в его книге «Стать человеком»

«Деятельностный характер».

Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Поэтому в содержании программы воспитания находит отражение именно эта деятельность – ее формы и их реальное практическое наполнение. Это помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания. Примерная программа ориентирует педагогов на то, что важна не организация мероприятий педагогом для детей, а организация педагогом вместе с детьми их совместных дел – интересных, полезных и являющихся предметом их общей заботы. Главное в таких делах - не сам факт их проведения и тем более не их количество, а то, какие отношения складываются в детско-взрослой общности, какие эмоции переживаются детьми и педагогами, каково содержание их совместной деятельности. Такой подход позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь, что и является главным условием результативности школьного воспитания.

«Модульный принцип».

Спектр основных сфер деятельности, через которые школа может осуществлять процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы. Некоторые из них – инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые – вариативны. Образовательная организация вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по образцу может добавлять в свою программу собственные модули. Это принцип делает программу более гибкой, более удобной в использовании.

05.08.2021 08:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП