СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение культурологического принципа в изучении географии своего края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальная задача в образовании - реализация культурологического принципа в изучении географии своего края.

При личностно-ориентированном подходе прослеживается ориентация на учёт интересов и потребностей обучающихся, в том числе духовных, предполагается создание необходимых условий для овладения культурными ценностями.

Культурологический потенциал школьной географии значителен.

Формирование культуры личности предполагает усвоение обучающимися культурно-географических особенностей края, в котором они живут.

Общая логика культурологического принципа изучения – от разума к чувству, от рационального к эмоциональному и образному.

К основным целям изучения географии культуры своего края можно отнести:

  • создание целостного географического образа края, познание его своеобразия и неповторимости (культура как составная часть этого образа – важнейшее основание формирования патриотизма);
  • углублённое изучение путей развития географической культуры, как в прошлом, так и в настоящее время (при этом возникает избирательно-оценочное отношение к различным сторонам жизни);
  • ознакомление с вкладом населения края в культуру России, с основными этапами освоения и развития географического пространства края, трудовыми навыками его населения;
  • развитие патриотических качеств личности, формирование любви к родному краю, своей малой Родине;
  • формирование бережного отношения к памятникам культуры своего края, местным природным и историческим памятникам.

Своеобразие культурологических знаний состоит в следующем:

1. Они имеют междисциплинарный характер.

2. Объекты культурологического характера связаны не только между собой, но и с природными, экономическими, социальными процессами и окружением, что создаёт основу для выработки у обучающихся определённых отношений, оценочных суждений, выбора критериев оценки и т.п.

Как же организовать учебную деятельность?

Путём анкетирования и беседы устанавливаю, какие знания культурологического содержания есть у детей, каково их отношение к соответствующим сторонам культуры. Я выяснила, что обучающиеся хорошо ориентируются в следующих вопросах:

  • именитые земляки;
  • изменения природы нашей местности;
  • какие места и почему они могли бы рекомендовать туристам для посещения.

На следующем этапе обучения раскрываю ценности среды обитания, уточняю и углубляю имеющиеся знания и оценки. Основной метод обучения на этом этапе – объяснительно-иллюстративный. Рассказываю, зачем нужно изучать географию своего края, какие качества личности она помогает вырабатывать. Привожу собственные оценки, излагаю свою точку зрения, аргументируя её. Обучающимся остаётся согласиться или не согласиться с приведёнными аргументами.

На этом этапе я активно использую средства эмоционального воздействия (фотоматериалы, репродукции картин местных художников, стихи местных поэтов, описания прозаического характера, образные сравнения, пословицы и поговорки о родном крае и др.).

Далее начинается активная познавательная деятельность. Обучающиеся собирают необходимые по теме работы данные, анализируют их, пытаются объяснить, обсуждают результаты.

Наиболее интересными и объёмными были исследования обучающихся по краеведению, связанные со знаменитыми земляками нашего края:

  • «Сергей Николаевич Тимирёв – владелец усадьбы Бочево»;
  • «Виктор Данилович Кренке: на службе Отечеству»;
  • «Иоанн Кронштадтский. Имя Тебе: Любовь, Сила, Свет, Мир, Милость»;
  • "Мирра Лохвицкая - гостья усадьбы в Галично".
Категория: География
29.10.2016 20:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП