СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образования:
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних может быть эффективной только при комплексности и внедрении «командного стиля» работы; педагог может быть организатором или активно участвовать во многих мероприятиях, прямо или косвенно направленных на профилактику суицидального риска. Наряду с этим учитель (классный руководитель) как человек, который общается с подростком регулярно, может непосредственно повлиять на позитивное разрешение трудной для подростка ситуации:
Если вы увидели хоть один из признаков, свидетельствующих о надвигающейся угрозе риска для подростка – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.
Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
Если Вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
Доверительное общение как «фактор защиты»
Очень часто подростки испытывают сильное чувство одиночества, отчуждения. С одной стороны, им кажется, что никто их не понимает, с другой стороны, они страдают от невозможности поделиться своими переживаниями, своим душевным смятением. В таких ситуациях подростки не настроены принимать советы, они гораздо больше нуждаются в обсуждении, проговаривании своей боли, им бывает трудно сосредоточиться на чем-то, кроме ощущения своей потерянности, безысходности ситуации. Если Вы вызовете подростка на откровенный разговор, если он решит с Вами поделиться, выслушивайте его особенно внимательно, когда он выражает свои чувства, будь то печаль, вина, страх или гнев. Не спорьте с подростком, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться. Вместе с тем не только спрашивайте, но и сами честно высказывайте свои мысли, чувства, переживания. Будьте для него хорошим слушателем и собеседником!
Формирование жизнестойкости и повышение ценности жизни
Педагог может сотрудничать с психологом, содействуя развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям. Это может осуществляться за счет обсуждения реальных трудных ситуаций, происходящих с подростками, различных литературных сюжетов и т.п. Акцент ставится на способы поведения в трудных ситуациях, вариантах разрешения проблемы. Могут быть проведены специальные тренинговые внеурочные занятия, направленные на развитие навыков преодоления трудных ситуаций. Наряду с этим педагог должен быть готов в любой момент информировать подростков о способах получения помощи в трудных ситуациях и о специалистах, которые могут оказать такую помощь.
Методики работы
Шкала суицидальных интенций Пирса (Pierce Suicide Intent Scale, Pierce, D.W., 1977)
Заполняется после суицидальной попытки
Ф.И.О. пациента____________________________________________________
Ф.И.О. оценивающего специалиста____________________________________
Дата____________
Обстоятельства |
||
Изоляция |
0 1 2 |
Кто-либо присутствовал рядом Недалеко или телефонный контакт Никого рядом |
Расчет времени |
0 1 2 |
Возможно чье-то вмешательство Вмешательство маловероятно Вмешательство фактически невозможно |
Меры против спасения |
0 1 2 |
Не предпринимал Пассивные (один в комнате, дверь не закрыта) Активные меры |
Действия по привлечению помощи |
0 1 2 |
Сообщил кому-либо о попытке Вступил в контакт с кем-либо, не сообщая о попытке Никому не сообщал и не контактировал |
Предшествующие «последние действия» |
0 1 2 |
Не совершал Частичные приготовления Определенные планы (завещание, подарки, страховка) |
Суицидальная записка |
0 1 2 |
Нет Написана и порвана Написана и имеется в наличии |
Самоотчет |
||
Летальность |
0 1 2 |
Считал, что действие не приведет к смерти Не был уверен в летальности действия Был уверен, что действие смертельно |
Декларируемые намерения |
0 1 2 |
Не хотел умирать Не уверен Хотел умирать |
Подготовка |
0 1 2 3 |
Действие импульсивно Обдумывал менее 1 часа Обдумывал менее 1 дня Обдумывал более 1 дня |
Реакция на совершенное действие |
0 1 2 |
Рад, что остался жив Неопределенная или двойственная реакция Сожалеет, что остался жив |
Медицинский риск |
||
Прогнозируемый исход |
0 1 2 |
Определенно выжил бы Смерть маловероятна Смерть вероятна или определенна |
Вероятность смерти при отсутствии медицинского вмешательства |
0 1 2 |
Вероятность отсутствует Неопределенно Высокая вероятность смерти |
Пункты (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6) = ‘сумма баллов подшкалы обстоятельств’ = Пункты (7 + 8 + 9 + 10) = ‘сумма баллов подшкалы самоотчета’ = Пункты (11 + 12) = ‘сумма баллов подшкалы медицинского риска’ = Общая сумма баллов
0 – 3 = Низкий уровень интенций;
4 – 10 = Средний уровень интенций; Более 10 = Высокий уровень интенций
Шкала разработана как дополнительный метод оценки, не заменяет клинической оценки риска экспертом.
-80%
© 2019, Зинченко Наталья Викторовна 934